Я не червонец, чтоб быть любезен всем
27 июля, понедельник
Утешительный стих Роджера Киза
(В помощь медитирующим)
ХОКУСАЙ ГОВОРИТХОКУСАЙ ГОВОРИТ
Хокусай говорит, смотри внимательно.
Он говорит, обращай внимание, замечай.
Он говорит, продолжай смотреть, оставайся любознательным.
Он говорит, можно столько всего увидеть.
Он говорит, радуйся предстоящей старости.
Он говорит, продолжай меняться,
Ты ведь превращаешься в самого себя.
Он говорит, застревай, принимай это, повторяйся,
Пока это интересно.
Он говорит, продолжай делать то, что любишь.
Он говорит, продолжай молиться.
Он говорит, каждый из нас – ребенок,
Каждый из нас стар,
У каждого из нас есть тело.
Он говорит, каждый из нас боится.
Он говорит, каждый из нас должен найти способ жить с этим страхом.
Он говорит, все живое —
раковины, здания, люди, рыбы, горы, деревья.
Дерево живое.
Вода живая.
У всего своя жизнь.
Все живет внутри нас.
Он говорит, мир живет внутри тебя.
Он говорит, неважно, рисуешь ты или пишешь книги.
Неважно, пилишь лес или ловишь рыбу.
Неважно, сидишь ли ты дома
И рассматриваешь муравьев на веранде или тени на деревьях
И травы в саду. Важно, что тебе не все равно.
Важно, что ты чувствуешь.
Важно, что ты замечаешь.
Важно, что жизнь живет через тебя.
Удовлетворение – это жизнь, живущая через тебя.
Радость – это жизнь, живущая через тебя.
Удовольствие и сила —
это жизнь, живущая через тебя.
Мир – это жизнь, живущая через тебя.
Он говорит, не бойся.
Не бойся.
Смотри, чувствуй, позволь жизни вести тебя за руку.
Позволь жизни жить через тебя.
* * *
Что-то такое в воздухе тяжкое, предгрозовое. Я гулять ходил и за мной гналась огромная фиолетовая туча. Когда возвращался - она висела прямо передо мной, ветер в лицо, и я думал - сейчас накроет. Но нет, я так и оставался на солнечной половине мироздания. Ладно, думаю, я человек анти-дождя, а вернусь домой, оно и хлынет. И точно - дом дрожал от подземного грома, но кончилось все слепым дождиком.
Обычный дождь - это акт, осмысленное эмоциональное действие природы - плач напоказ или остервенелая уборка, что-то вроде: "Уйдите! Оставьте меня в покое!Убирайтесь! Видеть вас больше не могу!" Или "Так, быстро поджали ноги", ведро воды на пол и шваброй мрачно гонять, мстительно подсекая всех зазевавшихся. А слепой дождик - просто есть, он какой-то неосознанный, невесомый, как паутина, кажется, он может лететь и параллельно земле, и изменяет наклон от моего дыхания. Сияющие нити, тихие капли, он больше похож на листопад - никто не сбрасывает листьев нарочно, их просто уже нет ни сил, ни желания держать. Так разжимаются пальцы у спящего Александра и серебряный шарик падает на пол. И солнце, конечно. Природа сама не знает, что с ней происходит, она в астрале, дремлет, грезит, и золотые тончайшие нити - это образ ее сна.
Сейчас капли вообще летят медленно, как снежинки, как тополиный пух... Завихрения, волнистые, путанные линии. Я такого никогда не видел, я такого больше никогда не увижу. Все неповторимо и невозвратно.
А вчера я первый раз за лето слышал цикад.

* * *
Пенман, Уильямс. ОСОЗНАННОСТЬ Как обрести гармонию в этом безумном мире.
Хорошая, разумная книжка. Полезная, ничего особенного не требует, дает влёгкую основы медитации и вообще утешительная и добрая. Я по себе знаю, что осознанность (полнота восприятия) - реально половина счастья.
* * *
Александр Бахчиев (рояль). Две сонаты Скарлатти. Хиндемит. Камерная музыка N 2. С Галиной Писаренко - Песни и романсы Листа. Теллеман. Соната для клавесина и фагота. Муцио Клементи. Соната для двух ф-но (с Сорокиной). Глинка. Экспромт в форме галопа. Рахманинов. Баркарола. Ефрем Подгайц. Бахчиев-концерт (отличная штука, кстати). Подгайц. Танцующий эльф. -
Мне понравилось. Хороший, интересный, разнообразный репертуар. Играет очень чисто, мягко. Говорят, Бахчиев всегда пытался воссоздавать то, что задумал автор, себя прятал. Но холода в нем совсем нет. Мягкая, внимательная чувствительность.
28 июля, вторник
Сон. "Давайте я вам вставлю жемчужины вместо глаз", - предложила мне дама-антиквар. Я насторожился - видно, так анонсируется кошмар про утопленников. Мрачно поблагодарил, сказал, что предпочитаю свои. "Все так говорят", - равнодушно откликнулась она. Среди разных причудливых товаров был прозрачный куб, вроде как лотерейный, с дыркой в боку, а в нем до половины набросана какая-то дрянь. Дама любезно пояснила, что увлекается моделированием и собирает материал для модели корабля. Тут я понял, что это ногти там лежат, пара килограммов ногтей.
Ее ловкие ручки заворачивают мою покупку - маленькую бронзовую коробочку размером со спичечный коробок, только потолще. На крышке - македонское солнце. Кладу в карман. Я в длинном черном пальто.
Какой-то европейский город, средневековые улочки, ступени. Гент? Осенний сумрак и вообще вечереет. У меня в кармане завернутый сэндвич, хочу скорей поужинать, ищу тихую лавку. Заглядываю через решетку парка (это уже больше похоже на задворки Нескучного сада), там чисто, тихо и безлюдно. Но какая-то блаженная европейская старушка дёргает меня за рукав и детским нежным голоском говорит: "Не ходите туда, месье, там всё не то, чем кажется". Ага, точно кошмар. Я не собирался пренебрегать советом, но вдруг увидел очень удобный пролом в решетке и вид на лавку у пруда. Плюю и лезу. Первым делом заглядываю в шкатулку, ужасно разочарован, что она пустая, хотя с чего бы ей полной быть? Потряс, и дно вдруг щёлкнуло, открылся тайничок. И что я там вижу? Глаз, блин! только маленький, с ноготь размером. Но он, сука, влажный, скользкий, упругий и такое впечатление, что смотрит.
Захлопнул крышку, торопливо зажевываю сэндвич и нервно оглядываюсь - опасаюсь, что старушкино предупреждение тоже может сработать. От усиленного вглядывания мне стала мерещиться какая-то синяя тетка за ивой, вместо волос - вертикально растущие ветки. Впрочем, возможно, только мерещилось - она как-то моргала, мерцала и сбоила.
В общем, нормальный сон, хотя слишком уж осознанный, управляемый, синюю тётку я сам, походу, и создал. Не кошмар, а фантасмагория. Атмосфера странная и притягательная, как на картинках иллюстраторов сказок, которые пугают детишек жутковатым сюром. Хотелось бы еще как-нибудь туда попасть, посмотреть другие магазинчики, локусы.
* * *
Август приближается. Я бы сказал, что это дама в украшенном цветами легкомысленном экипаже. Цикады поют дни и ночи напролет, а до этого молчали. Как я им благодарен! Радостный покой - основная ассоциация с цикадами. Природа ни фига не клонится к осени, листва не становится пыльной и жесткой, солнце ни фига не утомленное - потому что лета и солнца было мало, все свежее вокруг и влажное.
Апогей крыжовника. Он у нас с позапрошлого года от собак огорожен, и Чиж теперь просиживает в медитациях - ягоды рядом, а не укусишь. Гуга давно бы все общипала своим узким рылом, а Чиж со своей тупой бегемотьей мордахой - в пролёте. Он временами звереет и пытается проломиться к крыжовнику лобовым кавалерийским наскоком. Но нет.
Кстати, уже второй день вижу лягушку, которая занимается тем же. С разбегу бросается на сетку, врезается, бешено работает лапками, чтобы за что-то зацепиться и вскарабкаться наверх, и обессиленно сползает вниз. Неужели и лягушки фанатеют по крыжовнику?
* * *
ДОСТАТЬ НОЖИ - 6/10
Нормальный детектив в английском стиле, хотя и американский. Снят богато, красиво, актеры хорошие. Сюжет приличный, но я почти сразу догадался и кто убийца и как оно все было на самом деле. Была прямая подсказка в начале. Так что, видимо, сюжет малость простоват. Но все на месте - все, что нужно для приличного английского детектива. Замок из красного кирпича, причудливые интерьеры, частный сыщик, запутанная интрига и хороший конец.
29 июля, среда
Снился старый деревенский дом, пустой, довольно чистый, просторный, меня там поселили на время. Походу, я - партизан третьей мировой, пользующийся поддержкой населения, готовлю какую-то акцию в оккупационной зоне. Вместе со мной сюда выгрузили оружие - немного, пара ящиков с винтовками, пара с патронами, пулемет и гранатомет. В одной из комнат пол пробит - ничего особенного, просто одна доска расколота и кусок выломан. Впрочем, я мельком отметил и в ту комнату больше не заглядывал. Сижу, пулемет чищу.
Ночь, полная луна, спать на дощатом полу неудобно. Раздражают странные звуки из соседней комнаты, будто крыса скребётся. Ладно, пошёл смотреть. Сразу заглянул в пролом, ничего толкового там не разглядел, но скребыхание прямо оттуда. Я выдрал остаток доски, а там - лицо, живое, дышащее, только глаза как-то безумно расширены, неподвижно смотрят поверх моего плеча. Я спросил что-то - молчит, дышит часто и слабо. Я выломал еще доску - его рука, продолжает скрестись уже по воздуху, кончики пальцев чуть не до кости стёрты, в черной кровище. Всё в лунном свете. Жутко.
Но, как ни странно, сам мужик под полом не кажется мне пугающим. Я его воспринимаю, как свихнувшегося пленного, которого я освободил. Вытащил его целиком. Он в ступоре, чуть не кататония. Взгляд безумный в одну точку, на вопросы не отвечает, руки-ноги судорогой сведены, зрачки сужены в крошечную точку. Вообще, какой-то странный мужик, что-то ненормальное в пропорциях, мимике, цвете кожи, хотя уловить, что конкретно - не могу. В розовой изорванной рубашке и белых грязных портках.
Потом меня, видно, обнаружили, дом окружили. Мужика я в угол посадил, где его не заденут, а сам деловито отстреливаюсь. Скорее, азарт, чем страх. Знаю, что делаю, типа, профессионал.
И вот, в какой-то момент боя мужик внезапно врубается. Я из другой комнаты смотрю, как он с диким рёвом хватает тяжеленный пулемет и выносится с ним на крыльцо. Стреляет очередями, потом, видно, что-то заело, он отбрасывает пулемет и, раскинув руки, выходит на середину двора.
К нему сбегаются пиндосы в касках и брониках, а мой мужик, улыбаясь как маньяк, вдруг начинает как-то нехорошо светиться, "по швам", очень ярко, интенсивность бело-зеленого света быстро нарастает, я только успеваю броситься на пол, как - взрыв. Причем ни фига не обычный, а типа ядерный, который, по идее, меня в пыль стереть должен.
Я чую, как вся эта сила проходит надо мной, ударная волна, волна жара, и когда выглядываю из окошка, пейзаж резко переменился - пустыня, черный спекшийся то ли камень, то ли битум до самого горизонта. И я такой посреди этого мертвого ада, один живой и практически целый. Ну спасибо тебе, мужик! Причем, у меня сильные подозрения, что одной деревней, стёртой с лица земли, дело не ограничилось. Как-то все кругом слишком тотально и радикально уничтожено. Даже солнце кажется другим - оно вдвое меньше, и я отчётливо вижу его контур, как во время затмения.
В общем, всё было очень круто, без предвидения и осознанности, мне понравилось. И я во сне был крут, хотя и не так, как розовый мужик. Вообще, я припомнил, что видел похожего в каком-то старом сне (по рубашке опознал). Он там под водой бегал с экстатической улыбкой, волосы назад. Там я его испугался до жути, а здесь уже отнесся спокойно, как к родному.
* * *
Душа, возничий в колеснице...
Медитировал я нынче, в ожидании, что поведает мне мироздание. И дождался. В голове объявился звучный раздумчивый голос и произнес со значением: "В нагуале мы все немного ликантропы". После паузы добавил: "И табуретки".
Блин, говорила мне мама: не ходи в астрал, Волча, козлёночком станешь.
Сижу себе мирно в беседке, читаю что-то там про орден Золотой Зари и вдруг прямо перед моим носом спускается по верёвке паучара. С пятак размером, и это не считая мохнатых лап. Может, у соседей любимый птицеед сбежал? Он висит, значит, и пристально так всматривается мне в глаза. Брюхо толстое, если понемножку откусывать, то ухо мое без проблем переварит. Я тоже на него смотрю, а сам незаметно снимаю тапок и - чпок! Я никогда в настольный теннис не играл, но удар был чемпионский. Паучара, злобно матерясь, улетает на луну, ну или в заросли папоротника. Пусть там себе хижины строит и лягушек потрошит. А я не дамся.
Днём было жарко, поначалу я блаженствовал, потом устал. Солнце - боевой огнедышащий петух, остервенело долбящий мне в темечко (это облако такое было, я все прочувствовал). Перебрался в дом, потому что слишком много хорошего, тепла, света и радости на одного меня и пауки-птицееды докучали. Перебор. Не очко меня сгубило, а к одиннадцати туз.
Из окошка чердака смотрел на молочно-белое небо в клубах серого дыма. Ну что ж, я даже хотел этого дождя. Я уже привык жить в воде. Сегодня мне было непривычно сухо. Это непорядок - жабры скукоживаются. Дайте мне немедленно бурю, град и девятый вал. Можно даже немного снега за шиворот, я на все согласен. Это не прихоть, а разумный консерватизм водяного жителя. Не жили в тепле и сухости, так и не фиг начинать.
Прочел в учёной книжке для улучшения показателей менеджмента, маркетинга и консалтинга, как один мужик на 90 дней запретил себе жаловаться. Недостижимо. Что у него за жизнь была? Он на три месяца превратился в бронзового будду с пупком наружу и вечной улыбкой? Какая прелесть! Дайте две.
Ну вот и тьма всё залила, и дождь стучит по крыше, и молния посверкивает - давно не виделись, с ночи, пожалуй. Целый день без вас - не знаю, как пережили столь долгую разлуку.
У меня на столе два чайника, два термоса, пять кружек, два стакана. И вроде все нужны. Восполняю недостаток влаги, когда дождь перестаёт.

* * *
Почему язык милицейского протокола и канцелярских крыс авторы фанфиков принимают за образец аристократической и культурной речи? "Я являюсь профессором данного учебного заведения, а вы являетесь учениками, так что, настоятельно рекомендую соблюдать данные вышеперечисленные правила, так как ваши неправомерные действия будут чреваты выражением моего неудовольствия, поскольку. Наши ученики всегда отличались благородностью, стремясь к исключительству и превосходности, и, соответственно (я хочу подчеркнуть исключительную важность данного обстоятельства) должны полностью соответствовать высоким стандартам данного факультета, прилагая соответствующие усилия, так как. Если возникнут какие-то проблемы, вследствие которых произойдут определенные обстоятельства, вы обязаны получить полную информацию, проконтролировать ситуацию и незамедлительно уведомить о том, что."
Всё это проговаривается с "нелицеприятной улыбкой".
Блин, даже у Роулинг, которая ваще ни в чем не рубит и не блещет, все же прямая речь персов образная и полна черного юмора.
"Ощутив прилив гордости, я...", " вселил уверенность в способности контролировать ситуацию", "снова помрачнев, я занял свое место", "я изучил его пристальным взглядом", "отставив тарелку и встав на ноги, я молча отправился", "воцарилась звенящая тишина" - это только с одной страницы, а их полторы тыщи, какая ж тоска! И человек явно уверен, что владеет пером, и запятые все на месте.
* * *
Книжки:
Патрисия Данкер. СЕМЬ СКАЗОК О СЕКСЕ И СМЕРТИ.
Это рассказы на темы триллеров, только вывернутые наизнанку, триллеры, которые становятся бытовой психологической прозой. Само преступление или остается нераскрытым, необъясненным, или вообще оказывается мнимым. При этом - античные мотивы, куча мифологических символов, сарказм, феминизм, ирония - в общем, очень интересно и стиль хорош, стальная точная рука.
Музыка.
Записи Петера Шрайера. 3 песни из цикла "Лебединая песня" Шуберта, записи, когда он еще мальчиком в церковном хоре альтом пел - "Свершилось" (из "Страстей по Иоанну"), из Дрезденского реквиема. Генрих Шютц. Евангелист. Моцарт. Арии Тамино, Дона Оттавио. Моцарт. Реквием. (Дир. - Петер Шрайер).
- Альт у него был совершенно неземной. Он как раз во время бомбежки Дрездена в хоре мальчиков там пел. Трое из хора погибли.
30 июля, четверг
Кромешная тишина в полночь вдруг взорвалась бешеным ливнем. Никаких предварительных ласк, никакого робкого кап-кап. Будто кто-то резко открыл краны на полную над цинковой ванной. Чиж аж подпрыгнул, крыша просела, грохот воды мгновенно заглушил маленькую ночную серенаду по радио.
* * *
Во сне с католическим патером мы курили у черного хода какого-то варьете. Выбегали полуголые девчонки-танцовщицы в перьях со звездочками на сосках. Патер говорил с ними непринужденно, как с прихожанками. Некоторые подходили под благословение. Одна жаловалась на то, что у нее одна нога - костяная, а всем пофиг, никаких послаблений. Канкан в первом ряду пляшет, боится, что протез отстегнётся и кого-то зашибёт.
* * *
Продолжаю слушать голос мироздания (подсознания, астрал, нагуаль) во время медитаций. Он такой забавный! Сегодня он мне сообщил, ни с того, ни с сего, задушевным сексуальным голосом: "В моем пистолете авада-кедавр - полная обойма".
* * *
Музыка
Пшемыслав Зых. Музыка из балета "Алиса в стране чудес". Симф. оркестр театра г. Щецин.
Ничего так, мелодично. Вроде саундтрека. Но меня такое не цепляет.
* * *
Страшные рассказы. Похоже, наши писатели хоррора нашли свою тему и беспроигрышный метод - бытовая чернуха и исторические эпохи, на которые всякие ужасы ложатся, как влитые. Иногда даже и хоррора специального не надо - и так жуть как страшно. Ташкентское землетрясение, девушки-строители, местные пацаны и чудовища из разломов, врачи в тундре делают чукотским деткам прививки от дифтерита и неправильно погребённый шаман восстает из могилы, лихие 90-е и страшная месть деткам-мажорам, затравившим одноклассника, деревенские алкаши и придушенный ненужный ребёнок, который выжил и превратился в дикую тварь из леса.
Алан Кранк. ЛАЗАРЬ.
Умирающий от лейкемии малыш, попытка спасти его любой ценой, сколковские технологии, обманутые дольщики и клонирование из клеток мертвого ребенка с подселением демона для оживления.
А если еще добавить исторический колорит - крепостное право, например, смуту, войну, голод, ЧК, а к этому еще щепотку упырей, людоедов, демонов, маньяков и ходячих мертвецов, то ваще не заснуть, кровь в жилах стынет. А если еще в фольклор многочисленных народностей заглянуть - страх и трепет, чума и экзотика - поле непаханное!
Владимир Кузнецов. КОЛОКОЛ (Горе дому сему)
Сибирские остроги, убитый царевич, ужасы тайги, дикие вогулы, беглые каторжники, кликуши, стрельцы, казаки, костры и дыба, и угличский колокол с вырванным языком призывает смуту на Русь и хтонических чудовищ на людей. Плохо, что ли? Мрак ваще, я аж заикаться начал, сигу три раза уронил - так руки тряслись.
Александр Матюхин. ПАПА ПРИДЁТ - 24
- Про сироту-алкоголика, к которому папа-алкоголик из могилы приходит, дарит машинки на Новый год и наказывает тех, кто сыночку обижает. Хорошо.
Кирилл Малеев. ЯГ-МОРТ - 31
Тут тоже продотряды в тайге, венгерские каратели и вызванный человеческой жертвой демонический оборотень. Правда, написано слабо.
Раньше у наших ужасы никак не получались, ощупью ходили, и всё не туда, а сейчас метод нащупали - и половина рассказов в толстом сборнике хорошие, страшные до поносу, а остальные - тоже сойдёт. Прекрасный результат.
31 июля, пятница
Во сне пил какой-то стеклянный коктейль. Бело-голубой. По краю бокала кристаллики чего-то. Жидкий азот, мне говорят. Ну ладно. Сперва надо было проломить ледяную корочку, тонкую и хрусткую. Под ней была какая-то волокнистая жидкость или ледяная шуга. Я осторожно глотнул - во рту оказались кусочки стекла. Язык порезал. От горячей крови стекло стало таять. Мне кричат - глотай, глотай! Я проглотил. Стекло резало горло. Струя обжигающе горячей крови не смешивалась с ледяной струей чего-то там и с острыми осколками. Все это было крепким, как самогон. Сказали, что стекло - это кристаллический алкоголь, 250 градусов. Я, разумеется, принялся радостно лакать дальше. Салфетка, которой я рот вытирал, была мокрая и красная от крови, я выжимал ее на пол, на скатерти тоже были красные пятна и алая лужа на полу - всё из моего изрезанного рта. Мне аплодировали, как фокуснику. Мне было пофиг, я дико опьянел, пытался что-то петь, булькая кровью. Зал радостно хлопал и одобрительно орал.
* * *
У соседа - петух. Все лето он начинает орать в 3 ночи (вот оно, когда вставать с петухами - когда я еще только подумываю, что пора бы закругляться). Голос у него глухой и сиплый, так что он меня не особо беспокоит.
Во всем, что касается петушиного крика, я до конца дней обречён вспоминать Каппадокию - вот где приходилось вставать вместе с ними - там петухи в каждое окно вопят, город славится их звонкими и сильными голосами, так что крикуны там отменные, нарочно выведенные для звонких воплей вокалисты, плюс муэдзины на определенном этапе подключаются и начинают кричать молитвы через усилители.
Понятия не имею, когда этот город спит. В три утра, значит, петухи всех поднимают, но в полночь я уходил из ресторана, где только разгоралось веселье, и шел гулять по городу, и чуть не на каждом углу меня останавливали бодрствующие местные жители, спросить откуда я приехал и пригласить меня и всех моих знакомых туристов в их магазин или ресторанчик. В одном здоровенном магазине меня долго поили чаем и болтали по-русски о Москве, это было уже после часу ночи, я ведь еще к их изестняковым скалам сходил, где в выветренных пещерах живут люди и горят огни в окошках. А когда я вернулся, в гостинице веселье еще продолжалось.
А у нас сегодня с утра вопила сирена ПВО. Долго, где-то с час. Сестры дома не оказалось, и я не знал, куды бечь и где ее искать. Кончилось все, как обычно. Сирена замолчала, сестра вернулась. Из-за чего переполох - никто не знает. Очередная нераскрытая тайна мироздания.
(Загадка разгадана! Курбан-байрам. Кто-то сиреной на пир гостей скликал. Все местные мусульмане ходят толпами и ужасно радуются и благодарят, когда их поздравляешь.)
В шиповнике копаются шмели. У них белые хвосты! Никогда бы не подумал.
Ругаюсь на дожди, но тучи вокруг ходят роскошные, спелые, налитые, как зрелые сливы, бархатные, как театральный занавес, такого же сочного, глубокого цвета. И все это напротив насыщенно золотого солнца ("цвета старого червонца"). От подземного грома вздрагивает земля, зарницы посверкивают - в общем, на небе каждый день трагедию представляют, а не бытовую драму, когда просто все затянуто унылой хмарью.
Цикады пытаются звенеть, несмотря на сырость, розы пытаются цвести, несмотря на гниль. Полосатая роза собой весьма хороша, как и в прошлом году.
Гость, спасибо, я все со стилем дневника экспериментирую, чтобы не скучно было писать.