1 октября, пятница
Сон про серебряный век. Чья-то маленькая провинциальная, заставленная вещами гостиная (Феодосия? Богаевские, Латри, Александра Петрова?). Фикус, ширмы, пианино, множество картин и фотографий на стенах, низкие и маленькие окна, как в деревенской хате. Гостями все набито, я сижу на подлокотнике кресла. В кресле, вроде бы, Софья Парнок, некая наглая большелобая дама, которая временами больно меня щиплет за бедро, не ради флирта, а когда злится на то, что я говорю. Кто-то поет под рояль дрожащим, но приятным гибким голосом, старушка какая-то. ("Дисканты тише, Кокушкина слабее".) Куча еврейского молодняка, все сплошь художники, курим с ними, все в дыму, дамы кашляют, но терпят, потому что хозяйка дымит больше всех (Петрова, наверно).
И вдруг в низкую дверь, согнувшись, входит кто-то высокий в плаще, как мне показалось. Ему бурно радуются, мне кто-то горячо шепчет на ухо: "Это Демон, лермонтовский Демон".
читать дальшеОн распрямляется во весь свой огромный рост, и я вижу, что он во-первых, еще и врубелевский, и во-вторых, вообще не человек, а реально демон, ростом раза в два выше человеческого, как-то размещается на освободившемся диване, огромные мощные голые руки и ноги, холодные, как туман, крылья неудобно огромные, хрустят, когда он пытается сложить их покомпактнее. Вообще не плоть, а какая-то непонятная текучая хрень. Сгорбившись, смотрит в пол, с виду очень юный и очень красивый и ужасно печальный, влажные глаза, даже будто слезы на ресницах. Дамы подают ему чаю, он ставит чашку с блюдцем на колено, все дрожит, ложечка звенит о фарфор. В нем что-то тикает, я так понимаю, что сердце, но больше похоже на часовую бомбу.
Какой-то юный художник говорит с ним слишком развязно, типа: "Послушайте, как вас там, Демон..." Демон поднимает голову, я думал, он собирается ответить что-то наивное, с тихим укором. Вместо этого он открывает рот очень широко и нахрен сжигает художника каким-то холодным огнем, тот распадается холодными искрами, ни дыму, ни пепла. Все в ужасе замолкают. Демон краснеет до слез, как подросток, и горбится и дрожит еще сильнее. Я ему говорю: "Пойдемте на улицу", вывожу его, ухватив за ледяной бескостный локоть. За порогом сразу начинается степь, пыльная, жаркая. Демон дает мне понять телепатически, что ему лучше уйти и что он сожалеет. Он вырывает черное перо из своих крыльев, сует мне в волосы, типа, на память, и мчится прочь горячим ветром, красную пыль и перекати-поле за собой тащит.
* * *
На одной чашке английский зеленый пейзаж,
На другой - английская улочка с магазинами.
Беру третью - с листом папоротника, как у нас на даче.
2 октября, суббота
Днем маета, тоска и каменное небо.
А сон приснился - розовый миндаль
Воздушный, безмятежный.
Буллет-журнал у меня прижился, я и каллиграфию в нем тренирую, и картинки маленькие рисую, и трекеры разные, и списки веду, всю бытовуху и дела туда скидываю, больше они мне нигде не нужны, а все же иногда отслеживать что-то приходится. В общем, еще с весны его веду и такая симпатичная рукописная тетрадка получается, чисто визуально мне нравится, растрепанная, пёстрая. Мне явно не хватало рукописного чего-нибудь.
4 октября, понедельник
Продолжается маскарад
Под белым черепом луны
На все еще живой земле.
Странно, народу умирает все больше, а все привыкли и никто не беспокоится. Большая часть народу бросила маски носить, и милиция уже не следит. Только продавцы и кассиры просят маски надевать.
Ну что ж, ученые еще когда обещали "полочку" в 2025, когда население земли уменьшится на порядок. Останется вместо 7 миллиардов - 700 миллионов. На земле станет свободнее, под землей теснее.
Заканчивает день
Край неба ржавый
Бритвенным разрезом.
6 октября, среда
Небо будто детской рукой раскрашено,
Ветер яркие листья закруживает
И рыжий сеттер с ними по ветру летит.
Совсем я очумел от забот и от шизофренического сна (опять ночь проспал сидя и не раздеваясь). Сегодня утром я вычистил щеткой глаз вместо зубов. Ну типа отвлекся. По-моему, это рекорд своего рода.
Меж планет в пространстве черном
Астероид к нам летит.
Может, сдуру промахнется? Он ведь камень без мозгов.
Все ощипанные вороны, даже незнакомые, требуют у меня баранок. Их народная воронья молва, видно, считает, что я оделяю гостинцами инвалидов. Вот они и плюхаются передо мной, артистично хромая, распахнув подранное крыло. Ну до чего ж они милые, живучие, нахальные, обаятельные.
Этот переулок прежде был рекой,
А бульвар веселый - крепостной стеной,
Был и я когда-то был глупый, молодой.
7 октября, четверг
Золота полно на небе и на земле:
Вот там - закаты и их отражения,
Вот червонцы березовых листьев по ветру летят,
А вот - одуванчики, пижма и лютики,
Хоть лопатой греби.
Про музыку:
Поль Дюкс. Опера "АРИАНА И СИНЯЯ БОРОДА". Лионский фестиваль.
Очень красивая романтическая музыка, прекрасные партии для меццо-сопрано. Красивые голоса - Катарина Карнеус главная (?). Кажется, все женские голоса здесь низкие, и это производит очень приятное впечатление, все интимнее и глубже кажется. Смысл в том, что Ариана освобождает шесть предыдущих жен из подвала, но они и не думают уходить. Какой-никакой, а муж, богатый и представительный. Это по пьесе Метерлинка.
БАЛ-МАСКАРАД Верди, Баварская опера
Постановка вообще никакая, почему-то все действие вокруг койки главгера строится. Но все остальное - хорошо. Во-первых, сама опера чудесная, такая разнообразная и прелестная музыка. Во-вторых, понравилось как пели - у Петра Бечалы приятный гибкий голос и сам обаятельный, хотя верха так себе, сопрано (Аня Хартерос - ?) мне сперва показалось слишком резким, крикливым, но потом я в этом особый кайф словил - сильный и необычный голос, иногда даже чем-то Каллас напомнила тембром, резкие ястребиные ноты сменяются приглушенными, очень интимными, с живым дыханием, очень эмоционально, не всегда приятно на слух, но волнующе. Колдунья тоже классная и злодей-баритон и мальчик-контральто тоже. И в третьих, оркестр и дирижер хорошие были.
РУСАЛКА, муз. Яна Кодета. Чешский балет.
Камерный, человек на 10, на маленькой сцене, почти концертное исполнение, практически бессюжетный. Но мне все понравилось - и музыка, и танцы. Современная академическая музыка мне вообще как-то особо нужна, я не слишком-то хорошо знаю современных композиторов и нельзя сказать, чтобы кого-то прям страстно люблю, ну вот Пярт, Прейзнер, Барбер - вот этих явно люблю, а так мало кого по именам знаю, Фазиля Сая, например. Но чую, что мне прям надо, все же для каждого времени своя музыка, и Рамо, Бетховена, Верди, Рахманинова и даже Шостаковича и Прокофьева недостаточно. Нынешние, может, и пожиже, но зато времени созвучны. Также, как и стихи современные, и проза.
Вот и этот балет - вроде и ничего особенного, а как-то цепляет.
Про кино:
ДОМ СО СМЕЮЩИМИСЯ ОКНАМИ, Италия, 1972
Старый фильм и довольно скромный, без особой кровищи и извращений, т е. они, конечно, есть, но немного - далеко до образцов жанра. Актеры все играют погано, но фильм приятный, если не задавать логических вопросов, типа, почему городские власти покрывают резню двух безумных старушек?
ПОДОЛЬСКИЕ КУРСАНТЫ, 2019
Опять Безруков и опять прекрасно играет. Вроде надоел до смерти, но у приличного режиссера всегда хорош и всегда разный. А Дятлова не люблю, тип такой внешне не выношу, он не виноват (а, поет еще плохо). Мадянов, Редникова, Спиваковский, Владимир Зайцев - хорошие. Молодняк пока не знаю, а девочки очень милые все. Простенькое такое кинцо, но приятное.
МАРИОНЕТКА, Нидерланды, 2020
Неглупый фильм. Соблазны солипсизма, вот это все? А кого они не искушали? В общем, мило и жутковато, потому что затягивает в размышления, которые ни к чему хорошему точно не приведут.