Я не червонец, чтоб быть любезен всем
В связи с Великим постом я хотел бы написать кое-что о духовной атмосфере, в которой жили Басмановы. Это показывает некую другую сторону их жизни.
читать дальшеТак 14 мая 1564 года на освящении церкви мученика Никиты (вот только не пойму в Переславле или в Елизарове) был царь, царица Марья, митрополит Афанасий, Чудова монастыря архимандрит Левкий, московской церкви Успения Богородицы протопоп Дмитрий и протодиакон Василий и переславские архимандриты Горицкий Димитрий, Троице-Данилова - Кирилл, Преображенского собора протопоп Павел, князь Владимир Андреевич, с князи и бояры. Всенощное бдение слушали, на утрени первую статью сам царь шел, сам же пел на заутрени и литургии. И на святую Царскую трапезу всех призвал с веселием. Богомольцы надевали вериги Никиты-столпника и его каменную шапку и обходили вокруг часовни 3 раза.
Я думаю, что самое большое духовное влияние на жизнь в их вотчине Елизарове оказал святой преподобный Даниил Переяславский, умерший в 1540 г., который был крестным отцом царя Ивана и его брата Георгия, и был ими глубоко почитаем всю жизнь. Жить в одно время со святым подвижником, по соседству, наверняка, знать его лично (АДБ) - это всегда особая атмосфера. Канонизирован преподобный Даниил был в 1652 г., когда открылись его нетленные святые мощи, но до этого уже был чтимым людьми как святой, и чудеса творил и при жизни, и сразу после преставления.
( Пересказываю кое-что из житий святых, собранных монахиней Таисией "1000 лет русской святости".)
Родители преподобного Даниила служили у боярина Протасьева, и когда его перевели по службе в Переяславль Залесский, переехали вместе с ним. Услышав житие преп. Симеона Столпника, маленький Даниил достал волосную веревку и обвязался ею так, что она врезалась в его тело и мальчик захирел. А когда сестра увидела эту веревку, родители со слезами и нежными упреками сняли ее с его тела, а мальчик просил: "Дайте мне пострадать за грехи мои". 17-лет он с братом Герасимом тайно ушел в Пафнутиев Боровский монастырь, куда их привлекал облик преподобного настоятеля, но в живых они его не застали. Через десять лет, когда умер настоятель, Даниила монастарская братия захотела видеть на его месте, но он отказался и вернулся в Переславль и поступил в Горицкий монастырь. У Даниила был благодатный дар окормлять души и многие миряне обращались к нему за руководством. Он любил принимать странников и бездомных, а когда кто-то из них умирал, преп. Даниил приносил его на своих плечах в общую братскую могилу для бедных, называвшуюся Скудельницей или Божьим домом. Место это хорошо было видно из монастыря: оно было расположено на горе и сильно заросло ягодичьем и можжевельником.
Среди странников, посещавших монастырь, был один, которого пред. Даниил особенно полюбил и всегда давал ему приют в своей келье. Он произносил только одно слово: "Дядюшка!" и никто не знал его имени, кто он и откуда. И вот этот бедняга умер и Даниил похоронил его, как и других, на божедомье. Часто он выходил ночью из кельи и смотрел в ту сторону, где был виден ряд общих могил и не раз видел, как оттуда исходит свет, точно от множества пылающих там свечей. И Бог внушил ему мысль устроить при скудельнице церковь, чтобы поминались в ней души там лежащих. "Если среди успомших окажутся угодники Божии, то они причтутся к лику всех святых и будут заступниками и покровителями храма Божьего".
Через три года опальные бояре Челяднины, жившие неподалеку от Переславля, попросили молитв преподобного Даниила, чтобы великий князь вернул им свою милость. А когда так и совершилось, они, вернувшись в Москву, рассказали митрополиту о преп. Данииле и ему было дано разрешение возвести новую церковь. Постепенно вокруг церкви возник Троицкий Данилов монастырь - главным образом из престарелых и немощных, которые хотели там закончить свою жизнь. Даниил не давал им строгого устава и не налагал внешних подвигов, но настаивал лишь на послушании, внутренней жизни и непрестанной молитве. Сам он только после сорока лет иноческой жизни по воле Великого князя Василия Иоанновича согласился наконец стать настоятелем Свято-Троицкого монастыря в сане архимандрита, а до этого неизменно отказывался от всех постов. Он стал крестным отцом обоих сыновей великого князя - Иоанна (будущего грозного царя) и Георгия. По тогдашнему обычаю он носил на руках малолетнего Иоанна на великом выходе, во время пения Херувимской.
Преп. Даниил был великим прозорливцем и чудотворцем, во время голода он раздавал все монастырские запасы, а они не уменьшались. Он исцелял людей и при жизни и после своей кончины. Братия видела его ходящим по воде.
В 1552 году во время осады Казани видели огненные столпы, поднимающиеся к небу, слышали в осажденном городе звон колоколов, все, в том числе и царь, горячо молились Богу и призывали святых, в том числе и преп. Даниила. Перед смертью преп. Даниил вручил две свои власяницы инокам, трудившимся в поварне - Евстратию и Иринарху: п. ч. они, "взирая на огонь в печи всегда помышляют о неугасимом огне".
Протопопу Андрею Даниил предсказал, что тот будет царским духовником, впоследствии он, под именем Афанасия стал митрополитом (у Басмановых с ним были близкие отношения). Афанасий, который был с войском у Казани в 1552 г., видел во сне преп. Даниила, который возложил на него мантию, а проснувшись среди ночи - необыкновенный свет над всем городом и огненные столпы, поднимающиеся к небу.
Вообще у Басмановых были дружественные отношения со многими церковными иерархами - и новгородским архиепископом Пименом (может быть, поэтому, зная его так хорошо, они и отказались поверить в его измену и участвовать в Новгородском походе), и с рязанским митрополитом Филофеем - во время обороны Рязани, когда не было уверенности, что город можно будет отстоять, Басмановы эвакуировали из города основные святыни и хотели отправить с ними и Филофея, но Филофей заперся в церкви вместе с паствой и возносил молитвы за победу. Кстати, все эти церковные иерархи не были противниками опричнины.
Ну и конечно, можно себе представить, какое влияние оказывало родство со святым митрополитом Алексием, братом Александра Плещея, их родоначальника.
читать дальшеТак 14 мая 1564 года на освящении церкви мученика Никиты (вот только не пойму в Переславле или в Елизарове) был царь, царица Марья, митрополит Афанасий, Чудова монастыря архимандрит Левкий, московской церкви Успения Богородицы протопоп Дмитрий и протодиакон Василий и переславские архимандриты Горицкий Димитрий, Троице-Данилова - Кирилл, Преображенского собора протопоп Павел, князь Владимир Андреевич, с князи и бояры. Всенощное бдение слушали, на утрени первую статью сам царь шел, сам же пел на заутрени и литургии. И на святую Царскую трапезу всех призвал с веселием. Богомольцы надевали вериги Никиты-столпника и его каменную шапку и обходили вокруг часовни 3 раза.
Я думаю, что самое большое духовное влияние на жизнь в их вотчине Елизарове оказал святой преподобный Даниил Переяславский, умерший в 1540 г., который был крестным отцом царя Ивана и его брата Георгия, и был ими глубоко почитаем всю жизнь. Жить в одно время со святым подвижником, по соседству, наверняка, знать его лично (АДБ) - это всегда особая атмосфера. Канонизирован преподобный Даниил был в 1652 г., когда открылись его нетленные святые мощи, но до этого уже был чтимым людьми как святой, и чудеса творил и при жизни, и сразу после преставления.
( Пересказываю кое-что из житий святых, собранных монахиней Таисией "1000 лет русской святости".)
Родители преподобного Даниила служили у боярина Протасьева, и когда его перевели по службе в Переяславль Залесский, переехали вместе с ним. Услышав житие преп. Симеона Столпника, маленький Даниил достал волосную веревку и обвязался ею так, что она врезалась в его тело и мальчик захирел. А когда сестра увидела эту веревку, родители со слезами и нежными упреками сняли ее с его тела, а мальчик просил: "Дайте мне пострадать за грехи мои". 17-лет он с братом Герасимом тайно ушел в Пафнутиев Боровский монастырь, куда их привлекал облик преподобного настоятеля, но в живых они его не застали. Через десять лет, когда умер настоятель, Даниила монастарская братия захотела видеть на его месте, но он отказался и вернулся в Переславль и поступил в Горицкий монастырь. У Даниила был благодатный дар окормлять души и многие миряне обращались к нему за руководством. Он любил принимать странников и бездомных, а когда кто-то из них умирал, преп. Даниил приносил его на своих плечах в общую братскую могилу для бедных, называвшуюся Скудельницей или Божьим домом. Место это хорошо было видно из монастыря: оно было расположено на горе и сильно заросло ягодичьем и можжевельником.
Среди странников, посещавших монастырь, был один, которого пред. Даниил особенно полюбил и всегда давал ему приют в своей келье. Он произносил только одно слово: "Дядюшка!" и никто не знал его имени, кто он и откуда. И вот этот бедняга умер и Даниил похоронил его, как и других, на божедомье. Часто он выходил ночью из кельи и смотрел в ту сторону, где был виден ряд общих могил и не раз видел, как оттуда исходит свет, точно от множества пылающих там свечей. И Бог внушил ему мысль устроить при скудельнице церковь, чтобы поминались в ней души там лежащих. "Если среди успомших окажутся угодники Божии, то они причтутся к лику всех святых и будут заступниками и покровителями храма Божьего".
Через три года опальные бояре Челяднины, жившие неподалеку от Переславля, попросили молитв преподобного Даниила, чтобы великий князь вернул им свою милость. А когда так и совершилось, они, вернувшись в Москву, рассказали митрополиту о преп. Данииле и ему было дано разрешение возвести новую церковь. Постепенно вокруг церкви возник Троицкий Данилов монастырь - главным образом из престарелых и немощных, которые хотели там закончить свою жизнь. Даниил не давал им строгого устава и не налагал внешних подвигов, но настаивал лишь на послушании, внутренней жизни и непрестанной молитве. Сам он только после сорока лет иноческой жизни по воле Великого князя Василия Иоанновича согласился наконец стать настоятелем Свято-Троицкого монастыря в сане архимандрита, а до этого неизменно отказывался от всех постов. Он стал крестным отцом обоих сыновей великого князя - Иоанна (будущего грозного царя) и Георгия. По тогдашнему обычаю он носил на руках малолетнего Иоанна на великом выходе, во время пения Херувимской.
Преп. Даниил был великим прозорливцем и чудотворцем, во время голода он раздавал все монастырские запасы, а они не уменьшались. Он исцелял людей и при жизни и после своей кончины. Братия видела его ходящим по воде.
В 1552 году во время осады Казани видели огненные столпы, поднимающиеся к небу, слышали в осажденном городе звон колоколов, все, в том числе и царь, горячо молились Богу и призывали святых, в том числе и преп. Даниила. Перед смертью преп. Даниил вручил две свои власяницы инокам, трудившимся в поварне - Евстратию и Иринарху: п. ч. они, "взирая на огонь в печи всегда помышляют о неугасимом огне".
Протопопу Андрею Даниил предсказал, что тот будет царским духовником, впоследствии он, под именем Афанасия стал митрополитом (у Басмановых с ним были близкие отношения). Афанасий, который был с войском у Казани в 1552 г., видел во сне преп. Даниила, который возложил на него мантию, а проснувшись среди ночи - необыкновенный свет над всем городом и огненные столпы, поднимающиеся к небу.
Вообще у Басмановых были дружественные отношения со многими церковными иерархами - и новгородским архиепископом Пименом (может быть, поэтому, зная его так хорошо, они и отказались поверить в его измену и участвовать в Новгородском походе), и с рязанским митрополитом Филофеем - во время обороны Рязани, когда не было уверенности, что город можно будет отстоять, Басмановы эвакуировали из города основные святыни и хотели отправить с ними и Филофея, но Филофей заперся в церкви вместе с паствой и возносил молитвы за победу. Кстати, все эти церковные иерархи не были противниками опричнины.
Ну и конечно, можно себе представить, какое влияние оказывало родство со святым митрополитом Алексием, братом Александра Плещея, их родоначальника.
@темы: Опричники