Я не червонец, чтоб быть любезен всем
У Филиппа получается так. Если верить современным историкам, он женился на Филе, тетке родной, за год она успела ему родить сына и помереть, аккурат к тому моменту, как ему потребовалось жениться на Аудате, дочке иллирийского царя. Аудата за год успела ему родить дочку и помереть как раз к тому моменту, как ему приспичило жениться на Олимпиаде. Олимпиада родила сына, дочку, и помирать отказывается. Но жениться надо, уж такой у Филиппа характер. Ладно, взял Филлину и Никесиполиду так, для души, они вроде бы и не в счет, наложницы, но дети их нормально считались – сын и дочка. А потом (Олимпиада жива-здорова) он женится на Меде, дочке царя гетов. Политика, что поделаешь. А потом – на Клеопатре, тут уже любовь, и вроде бы предварительно развод с Олимпиадой, но ничего точно неизвестно, может, ей просто надоело все это безобразие. Но при таком раскладе стоило ли помирать Филе, а тем более Аудате в расцвете лет? Наверно, их викторианские историки для приличия уморили, потому что античных сведений по этому поводу, разумеется, нет, а остальные повторяют. Думаю, жили себе поживали, добра наживали, одной веселой кучей в царском дворце.

И встает вопрос: а кто собственно был многоженцем? Почему Сашкины три жены (или четыре) расцениваются как восточное влияние? Может, это македонцы персов всему научили. Наложницы у персов были, что-то вроде гарема, это понятно. Но женка у Дария одна, у Артабаза – две, но по очереди, а не вместе, на Родосе и в Македонии он с одной женой жил, и дети считаются вроде только от этих жен, главных и законных, а то их было бы не по два-три, а по паре десятков, как минимум. У всех остальных персидских царей вроде бы тоже так. Судя по Геродоту (история, где персидский царь хвалился красотой голой жены и показывал ее приятелю) – царя если убрать, царица остается вместо него, женится, и ее новый муж становится царем.

В общем, все обывательские мнения по поводу того, что на востоке многоженство, а в Европе – ни фига, надо подвергать критике и рассмотрению. Не везде, не всегда, и вообще может все ложь и провокация.

@темы: Александр

Комментарии
08.07.2011 в 22:41

Ты просто людям глаза открываешь! Я без всякой иронии, правда. В самом деле, подозрительный какой-то женомор получается. Тогда или Филиппа надо ставить в один ряд с Генрихом VIII (по части угробления наскучивших супружниц), или действительно - отбросим ханжество и признаем многоженство в языческой стране.
08.07.2011 в 22:47

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Белка Челли Я думаю, может у жен статусы просто разные были? Для коронаций вроде бы рано, не было у них корон... И у персов, может быть, была одна жена любимая и главная, ей какие-то особые права давались, ее дети назначались наследниками, а остальные в счет не шли особо. :upset:
08.07.2011 в 22:58

Хм, а и правда. Одна большуха, остальные меньшицы.
17.07.2011 в 22:05

Гуляю сама по себе
волчок в тумане жен статусы просто разные были да, были статусы. Главная жена - Статира - была все-таки именно царицей. Сисигамбис была царицей-матерью. В общем, все "как у людей" и "ближе к классике". Вот что касается Александра... Вроде и Роксана называлась царицей, и Статира, а все-таки они были просто женами. А кстати, кто был второй женой у Артабаза, мне почему-то не встречалась пока информация об этом. Знаю только его родосскую жену.;)
17.07.2011 в 22:14

Гуляю сама по себе
волчок в тумане, а вот по поводу статуса жен - не все у Филиппа его удостаивались. Некоторые авторы, например, Шахермайр, пишет, что женами официально вроде считались только Олимпиада и Клеопатра-Эвридика. А остальные были просто фаворитками-наложницами. Может, с кем-то и были заключены какие-то брачные соглашения, например, с Аудатой и (или) Медой (как с дочерями местных царей). А царицей все равно была и оставалась Олимпиада, хотел того Филипп или нет. ;)
22.07.2011 в 13:38

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Katausi Kosh брачные соглашения, например, с Аудатой и (или) Медой (как с дочерями местных царей). А царицей все равно была и оставалась Олимпиада, А собственно, чем Олимпиада отличается от Аудаты или Меды - такая же местная царица. Аудата еще покруче, потому что Иллирия круче Эпира. Шахермайер мне не указ - откуда он это взял? Психологически, в глазах будущих поколений разумеется Олимпиада кажется крутой как мать царя, но что было в реальности, и где бы она была, если бы Александра прирезали после смерти Филиппа и царем бы стал Аминта? Я как раз пытаюсь шелуху последующих наслоений соскрести, все "само собой разумеющееся". Борьба за престол там была нешуточная и Александру пришлось себе дорогу расчищать.
Насчет первой жены Артабаза - видел в генеалогии - она персиянка, царского рода, сестра Дария Ш. Откуда это взяли составители родословных таблиц - понятия не имею, но похоже на правду. На гречанке он женился судя по всему, когда вместе с Мемноном мятеж против персов поднял или чуть раньше, в районе 358 года, а до этого, видно, была жена персидская, вряд ли в холостяках ходил, упоминаются его сыновья, убитые при Гранике, кажется.
Меня удивляет, что ни о каких побочных женах у персов не упоминается и никакие побочные дети в счет не идут, в отличие от Македонии, где Филипп-Арридей от некой гетеры - вполне желанный всем царь после смерти Александра. (Может, кстати, и она была не гетерой, а из фессалийских Алевадов - это было бы вполне в стиле Филиппа и союз с Фессалией всегда поддерживался и закреплялся всеми способами. А гетера - это уж Плутарх сочинил для оживляжа).

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии