Я не червонец, чтоб быть любезен всем
У Филиппа получается так. Если верить современным историкам, он женился на Филе, тетке родной, за год она успела ему родить сына и помереть, аккурат к тому моменту, как ему потребовалось жениться на Аудате, дочке иллирийского царя. Аудата за год успела ему родить дочку и помереть как раз к тому моменту, как ему приспичило жениться на Олимпиаде. Олимпиада родила сына, дочку, и помирать отказывается. Но жениться надо, уж такой у Филиппа характер. Ладно, взял Филлину и Никесиполиду так, для души, они вроде бы и не в счет, наложницы, но дети их нормально считались – сын и дочка. А потом (Олимпиада жива-здорова) он женится на Меде, дочке царя гетов. Политика, что поделаешь. А потом – на Клеопатре, тут уже любовь, и вроде бы предварительно развод с Олимпиадой, но ничего точно неизвестно, может, ей просто надоело все это безобразие. Но при таком раскладе стоило ли помирать Филе, а тем более Аудате в расцвете лет? Наверно, их викторианские историки для приличия уморили, потому что античных сведений по этому поводу, разумеется, нет, а остальные повторяют. Думаю, жили себе поживали, добра наживали, одной веселой кучей в царском дворце.
И встает вопрос: а кто собственно был многоженцем? Почему Сашкины три жены (или четыре) расцениваются как восточное влияние? Может, это македонцы персов всему научили. Наложницы у персов были, что-то вроде гарема, это понятно. Но женка у Дария одна, у Артабаза – две, но по очереди, а не вместе, на Родосе и в Македонии он с одной женой жил, и дети считаются вроде только от этих жен, главных и законных, а то их было бы не по два-три, а по паре десятков, как минимум. У всех остальных персидских царей вроде бы тоже так. Судя по Геродоту (история, где персидский царь хвалился красотой голой жены и показывал ее приятелю) – царя если убрать, царица остается вместо него, женится, и ее новый муж становится царем.
В общем, все обывательские мнения по поводу того, что на востоке многоженство, а в Европе – ни фига, надо подвергать критике и рассмотрению. Не везде, не всегда, и вообще может все ложь и провокация.
И встает вопрос: а кто собственно был многоженцем? Почему Сашкины три жены (или четыре) расцениваются как восточное влияние? Может, это македонцы персов всему научили. Наложницы у персов были, что-то вроде гарема, это понятно. Но женка у Дария одна, у Артабаза – две, но по очереди, а не вместе, на Родосе и в Македонии он с одной женой жил, и дети считаются вроде только от этих жен, главных и законных, а то их было бы не по два-три, а по паре десятков, как минимум. У всех остальных персидских царей вроде бы тоже так. Судя по Геродоту (история, где персидский царь хвалился красотой голой жены и показывал ее приятелю) – царя если убрать, царица остается вместо него, женится, и ее новый муж становится царем.
В общем, все обывательские мнения по поводу того, что на востоке многоженство, а в Европе – ни фига, надо подвергать критике и рассмотрению. Не везде, не всегда, и вообще может все ложь и провокация.
Насчет первой жены Артабаза - видел в генеалогии - она персиянка, царского рода, сестра Дария Ш. Откуда это взяли составители родословных таблиц - понятия не имею, но похоже на правду. На гречанке он женился судя по всему, когда вместе с Мемноном мятеж против персов поднял или чуть раньше, в районе 358 года, а до этого, видно, была жена персидская, вряд ли в холостяках ходил, упоминаются его сыновья, убитые при Гранике, кажется.
Меня удивляет, что ни о каких побочных женах у персов не упоминается и никакие побочные дети в счет не идут, в отличие от Македонии, где Филипп-Арридей от некой гетеры - вполне желанный всем царь после смерти Александра. (Может, кстати, и она была не гетерой, а из фессалийских Алевадов - это было бы вполне в стиле Филиппа и союз с Фессалией всегда поддерживался и закреплялся всеми способами. А гетера - это уж Плутарх сочинил для оживляжа).