Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Утащил в блоге добрых психиатров
Изложено просто восхитительно, я у себя сразу все болезни нашел, и у всех своих знакомых, и то, что я видел в телевизоре тоже теперь знаю, какими словами называть.
"Кататонические синдромы можно наблюдать в двух противоположных друг другу ипостасях: кататонический ступор или кататоническое возбуждение, и никакого компромисса.
Кататонический ступор.
читать дальшеУ него есть несколько вариантов, которые разнятся деталями, но, тем не менее, вся группа, подобно фракциям компартии, объединена несколькими основополагающими признаками.
Прежде всего, это гипокинезия (от греческого hypo-, то есть мало, и kynesis – движение) — причём в широком диапазоне, от вялых и скудных шевелений, вроде удава, сбежавшего из террариума на снежные просторы Ямало-Ненецкого автономного округа, до полной обездвиженности, на манер кариатиды, подпирающей деталь фасада. Мимика, кстати, тоже не поражает разнообразием и вполне сделала бы честь актёрам, играющим индейских вождей в фильмах с участием Гойко Митича. В отношении красноречия пациента можно было бы ставить в пример монахам, давшим обет молчания, если бы мутизм (помните кнопку mute на пульте телевизора?) был делом осознанным и добровольным.
Паракинезии (здесь греческая же приставка para- означает искажение, извращение, неправильность) — это как раз та особенность нарушений моторики, которая не даст спутать кататонический ступор ни с каким иным.
Это и пассивный негативизм (композиция «участковый, находясь в турпоездке, проявляет бдительность и излишнюю инициативу и пытается отвести писающего мальчика в ближайшее отделение или хотя бы за угол»), и негативизм активный (сцена «всё тот же участковый огребает от писающего мальчика за попытку наложить зажим на причинное место»), это необычные, картинные и замысловатые позы, в которых застывает пациент (менее экзальтированные, чем у натурщиков Камасутры, но всё же впечатляющие), это симптомы, сопровождающиеся повышенным тонусом мышц: «воздушной подушки», когда, убрав подушку из-под головы пациента, вы через час мучительно размышляете, а на чём же он так удобно устроился — голова по-прежнему не касается матраца... Это «восковая гибкость», когда рука или нога так и остаётся часами в том положении, которое ей придали, это симптом капюшона, когда пациент старается чем-то накрыть голову — неважно, рубашкой, простыней, одеялом — лишь бы её спрятать; это поза эмбриона, когда человек лежит на боку, поджав руки, ноги и голову к животу — лишь бы отгородить себя от враждебного мира; это симптом хоботка (не путать с хоботковым рефлексом!), когда вытянутые в трубочку губы словно застыли в ожидании ответного поцелуя от мироздания — а оно уже пару часов как опаздывает на свидание...
Сбой в работе вегетативной нервной системы тоже обязательно присутствует, причём он заметно серьёзней и тяжеловеснее, нежели какая-то там вегето-сосудистая дистония, тут всё по-взрослому: это и сальная кожа, и угревая сыпь, и акроцианоз (синюшность) кончика носа и ушей, и низкое артериальное давление, и частое сердцебиение. Чувствительность к боли снижена вплоть до её исчезновения, рефлексы со слизистых оболочек (например, моргание в ответ на прикосновение к глазу) вряд ли живее, чем у зомби, зато на попытку проверить коленный рефлекс, как и прочие сухожильные, вполне можно получить производственную травму. Аппетит в таком состоянии снижен или выключен полностью, но вряд ли этот способ похудеть можно брать на вооружение.
Теперь о деталях. Можно выделить три варианта кататонического ступора.
«Вялый» ступор. При нём гипокинезия не настолько сурова, чтобы вызвать полную обездвиженность, и проявляется в общей амёбоподобной вялости, некоей неспешной стати, что вызовет зависть у любой респектабельной улитки. Попытки расшевелить и придать ускорение встречают либо пассивный негативизм (хоть в глаз и не дам, но и скорости не прибавлю), либо пассивную же подчиняемость (ладно, ведите, басурмане!), но, стоит прекратить прикладывать усилия, улитки снова могут грызть свою раковину от досады — у них так вальяжно не получится.
Ступор с восковой гибкостью. Гипокинезия при нём сильнее, вплоть до полной тождественности с экспонатами музея мадам Тюссо, да и принимаемые позы, в сочетании со способностью пациента находиться в них часами (мышечный тонус при этом вызовет восхищение у любого культуриста), дадут фору любому натурщику, который на этом фоне бледно выглядит, мелко плавает и вообще подобен ребёнку с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Пассивный негативизм в ответ на попытку добиться от скульптуры более активной гражданской позиции выражен довольно сильно, вплоть до полной невозможности что-то изменить, не прибегая к подручным инструментам и динамиту, а при большей настырности со стороны окружающих может внезапно смениться активным, и тогда могут схлопотать и критики, и доброжелатели, а также граждане из неумеренно сочувствующих.
Ступор с оцепенением. Это уже момент перехода от восковой скульптуры к мумиеподобному состоянию, столь же неподвижному и безучастному, со столь же деревянными мышцами, с полным отсутствием аппетита, жажды и интереса к окружающему, с той лишь разницей, что у археологов меньше шансов словить в глаз при попытке снять бинты, а здесь негативизм очень даже активный. Кроме того, мумии под себя не ходят, это вам любой смотритель музея подтвердит. И ещё не стараются принять позу капюшона или эмбриона. Зато и те, и другие наглядно демонстрируют синдром воздушной подушки.
Кататоническое возбуждение.
читать дальшеПолная противоположность кататоническому ступору — словно кто-то повернул тумблер из положения «замри» в положение «отомри», но умудрился перестараться. Что характерно, переход от ступора к возбуждению и наоборот может именно так и происходить — внезапно и безо всяких внешних причин.
Основные, или облигатные симптомы кататонического возбуждения — это гиперкинезии (или сверхподвижность) и паракинезии (или, как уже было сказано, извращение, искажение двигательной активности).
Гиперкинезии — это ещё мягко сказано, здесь они представлены мощным, хаотическим (без всякой цели, но работающим по площадям не хуже установки «Град»), разрушительным, порою импульсивным (когда пациент взрывается двигательной бурей изнутри, словно самопроизвольно сработал детонатор) психомоторным возбуждением.
Паракинезии довольно богато представлены: это
эхолалии (от имени греческой нимфы Эхо и греческого же laleo — говорю), когда пациент произвольно не говорит ни слова, зато повторяет слово или фразу из речи, обращённой к нему или сказанной при нём вскользь, и благо, если это будет что-то цензурное;
эхопраксии (та же самая нимфа и praxis — действие), когда пациент непроизвольно копирует действия и жесты окружающих (не путать с танцевальным караоке!);
двигательные стереотипии, когда бессмысленно, неосознанно, непроизвольно и многократно повторяется одно и то же действие — хлопок руками, раскачивание, перекладывание предметов. К мытью посуды в таком состоянии лучше не привлекать — толку будет мало, плюсь велик риск перехода от неконтролируемого мытья к неконтролируемому битью, причём последнее будет более успешным;
речевые стереотипии (стоячие обороты, симптом граммофонной пластинки) — когда так же бессмысленно и многократно повторяется одно слово или фраза, причём настойчивость повторения может вызвать нервный тик даже у видавшего виды попугая — мол, он что, издевается?!
Сюда же относятся вычурность и манерность поз, но здесь, в отличие от ступора, нервно курить будут не восковые фигуры, а театр пантомимы, полным составом, даже некурящие и вахтёры.
Активный и пассивный негативизм также, как и при ступоре, будут иметь место и здесь.
Это также импульсивность, или способность внезапно, словно повинуясь внутреннему толчку, переходить в положение «андроид боевой, с катушек съехавший».
Из факультативных, или дополнительных, необязательных симптомов -
гомицидомания (всех убью, один останусь),
суицидомания (сам себя убью об стену, не достанусь никому),
членовредительство (не обязательно в буквальном смысле этого многокоренного слова),
копрофагия (полагаю, можно не переводить).
Всего можно выделить три вида кататонического возбуждения.
Патетическое кататоническое возбуждение. Оно, как правило, нарастает постепенно и не достигает разрушительности и силы импульсивного. Пациент постоянно ходит, периодически принимая позы, сделавшие бы честь любому общественному лидеру во время публичного выступления; речь соперничает с позами в своём пафосе, причём зачастую отягощена смысловой нагрузкой не в большей степени, нежели у средней руки митингующего вождя — разве что эхолалии то и дело включаются у него самого, а не у слушателей. Экзальтации вполне достаточно, чтобы зарядить священным задором небольшую секту почитателей, если бы кататонию могли исповедовать. Временами выступление прерывается взрывами смеха — без причины, что в целом закономерно и патогномонично.
Импульсивное кататоническое возбуждение. Как следует из самого названия, это возбуждение с острейшим, взрывоподобным началом. Это торнадо, это ураган разрушительных, бессмысленных и жестоких действий, это берсерк со сбитым напрочь прицелом, отключенной системой «свой-чужой» и превратившийся в оружие массового поражения. Речь отрывистая — отдельные выкрики, фразы, с эхолалиями (как правило, повторение обидных эпитетов, услышанных от окружающих или обрывки их испуганных возгласов). Двигательные стереотипии, особенно если они из серии «привыкли руки к топору», лишь добавляют красок картине разрушения. Чаще всего импульсивное возбуждение приходит на смену кататоническому ступору, длится недолго и ступором же сменяется.
Немое кататоническое возбуждение названо так оттого, что пациент производит все разрушительные действия в полном молчании (мутизм). Нередко они направленыт не только на окружающих, но и на себя самого, и все попытки их пресечь встречают яростное сопротивление. Оно более хаотично и нецеленаправлено, чем импульсивное, но тоже довольно опасно.
Немного особняком от кататонического располагается гебефреническое возбуждение (от древнегреческого ἥβη — юность, φρενός — ум, разум). Дело в том, что оно может быть одним из этапов развития кататонического возбуждения, а точнее — патетического, и тогда его можно назвать гебефрено-кататоническим возбуждением, а может возникнуть и само по себе, в рамках обострения одноимённой (то есть гебефренической) формы шизофрении. Название происходит, видимо, от подсмотренной у отдельных вьюношей из племени молодого и стрёмного (©) манеры кривляться, обезьянничать и всячески выставлять напоказ всё самое дурное, что в них есть, в надежде на то, что девушки, оказавшиеся в радиусе поражения, примут это как признак исключительности и сочтут достойным внимания. Прявляется это возбуждение вычурностью, гримасами и кривлянием, манерностью поведения, гротескностью жестов и мимики — только происходят они не по желанию пациента и не от изъяна воспитания, а помимо его воли и вследствие болезни: он бы и рад вести себя иначе, но не может. Речь тоже пестрит неологизмами, периодически превращаясь нечто подобное детскому лепету и сюсюканью (пуэрилизм), плоскими шутками и заученными когда-то фразами, с периодическим застреванием и повторением одной из них (вербигерации). Это что касается облигатных симптомов.
Что до факультативных, они могут быть представлены эпизодами галлюцинаций, как правило, слуховых, а также фрагментами бредовых идей.
Изложено просто восхитительно, я у себя сразу все болезни нашел, и у всех своих знакомых, и то, что я видел в телевизоре тоже теперь знаю, какими словами называть.
"Кататонические синдромы можно наблюдать в двух противоположных друг другу ипостасях: кататонический ступор или кататоническое возбуждение, и никакого компромисса.
Кататонический ступор.
читать дальшеУ него есть несколько вариантов, которые разнятся деталями, но, тем не менее, вся группа, подобно фракциям компартии, объединена несколькими основополагающими признаками.
Прежде всего, это гипокинезия (от греческого hypo-, то есть мало, и kynesis – движение) — причём в широком диапазоне, от вялых и скудных шевелений, вроде удава, сбежавшего из террариума на снежные просторы Ямало-Ненецкого автономного округа, до полной обездвиженности, на манер кариатиды, подпирающей деталь фасада. Мимика, кстати, тоже не поражает разнообразием и вполне сделала бы честь актёрам, играющим индейских вождей в фильмах с участием Гойко Митича. В отношении красноречия пациента можно было бы ставить в пример монахам, давшим обет молчания, если бы мутизм (помните кнопку mute на пульте телевизора?) был делом осознанным и добровольным.
Паракинезии (здесь греческая же приставка para- означает искажение, извращение, неправильность) — это как раз та особенность нарушений моторики, которая не даст спутать кататонический ступор ни с каким иным.
Это и пассивный негативизм (композиция «участковый, находясь в турпоездке, проявляет бдительность и излишнюю инициативу и пытается отвести писающего мальчика в ближайшее отделение или хотя бы за угол»), и негативизм активный (сцена «всё тот же участковый огребает от писающего мальчика за попытку наложить зажим на причинное место»), это необычные, картинные и замысловатые позы, в которых застывает пациент (менее экзальтированные, чем у натурщиков Камасутры, но всё же впечатляющие), это симптомы, сопровождающиеся повышенным тонусом мышц: «воздушной подушки», когда, убрав подушку из-под головы пациента, вы через час мучительно размышляете, а на чём же он так удобно устроился — голова по-прежнему не касается матраца... Это «восковая гибкость», когда рука или нога так и остаётся часами в том положении, которое ей придали, это симптом капюшона, когда пациент старается чем-то накрыть голову — неважно, рубашкой, простыней, одеялом — лишь бы её спрятать; это поза эмбриона, когда человек лежит на боку, поджав руки, ноги и голову к животу — лишь бы отгородить себя от враждебного мира; это симптом хоботка (не путать с хоботковым рефлексом!), когда вытянутые в трубочку губы словно застыли в ожидании ответного поцелуя от мироздания — а оно уже пару часов как опаздывает на свидание...
Сбой в работе вегетативной нервной системы тоже обязательно присутствует, причём он заметно серьёзней и тяжеловеснее, нежели какая-то там вегето-сосудистая дистония, тут всё по-взрослому: это и сальная кожа, и угревая сыпь, и акроцианоз (синюшность) кончика носа и ушей, и низкое артериальное давление, и частое сердцебиение. Чувствительность к боли снижена вплоть до её исчезновения, рефлексы со слизистых оболочек (например, моргание в ответ на прикосновение к глазу) вряд ли живее, чем у зомби, зато на попытку проверить коленный рефлекс, как и прочие сухожильные, вполне можно получить производственную травму. Аппетит в таком состоянии снижен или выключен полностью, но вряд ли этот способ похудеть можно брать на вооружение.
Теперь о деталях. Можно выделить три варианта кататонического ступора.
«Вялый» ступор. При нём гипокинезия не настолько сурова, чтобы вызвать полную обездвиженность, и проявляется в общей амёбоподобной вялости, некоей неспешной стати, что вызовет зависть у любой респектабельной улитки. Попытки расшевелить и придать ускорение встречают либо пассивный негативизм (хоть в глаз и не дам, но и скорости не прибавлю), либо пассивную же подчиняемость (ладно, ведите, басурмане!), но, стоит прекратить прикладывать усилия, улитки снова могут грызть свою раковину от досады — у них так вальяжно не получится.
Ступор с восковой гибкостью. Гипокинезия при нём сильнее, вплоть до полной тождественности с экспонатами музея мадам Тюссо, да и принимаемые позы, в сочетании со способностью пациента находиться в них часами (мышечный тонус при этом вызовет восхищение у любого культуриста), дадут фору любому натурщику, который на этом фоне бледно выглядит, мелко плавает и вообще подобен ребёнку с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Пассивный негативизм в ответ на попытку добиться от скульптуры более активной гражданской позиции выражен довольно сильно, вплоть до полной невозможности что-то изменить, не прибегая к подручным инструментам и динамиту, а при большей настырности со стороны окружающих может внезапно смениться активным, и тогда могут схлопотать и критики, и доброжелатели, а также граждане из неумеренно сочувствующих.
Ступор с оцепенением. Это уже момент перехода от восковой скульптуры к мумиеподобному состоянию, столь же неподвижному и безучастному, со столь же деревянными мышцами, с полным отсутствием аппетита, жажды и интереса к окружающему, с той лишь разницей, что у археологов меньше шансов словить в глаз при попытке снять бинты, а здесь негативизм очень даже активный. Кроме того, мумии под себя не ходят, это вам любой смотритель музея подтвердит. И ещё не стараются принять позу капюшона или эмбриона. Зато и те, и другие наглядно демонстрируют синдром воздушной подушки.
Кататоническое возбуждение.
читать дальшеПолная противоположность кататоническому ступору — словно кто-то повернул тумблер из положения «замри» в положение «отомри», но умудрился перестараться. Что характерно, переход от ступора к возбуждению и наоборот может именно так и происходить — внезапно и безо всяких внешних причин.
Основные, или облигатные симптомы кататонического возбуждения — это гиперкинезии (или сверхподвижность) и паракинезии (или, как уже было сказано, извращение, искажение двигательной активности).
Гиперкинезии — это ещё мягко сказано, здесь они представлены мощным, хаотическим (без всякой цели, но работающим по площадям не хуже установки «Град»), разрушительным, порою импульсивным (когда пациент взрывается двигательной бурей изнутри, словно самопроизвольно сработал детонатор) психомоторным возбуждением.
Паракинезии довольно богато представлены: это
эхолалии (от имени греческой нимфы Эхо и греческого же laleo — говорю), когда пациент произвольно не говорит ни слова, зато повторяет слово или фразу из речи, обращённой к нему или сказанной при нём вскользь, и благо, если это будет что-то цензурное;
эхопраксии (та же самая нимфа и praxis — действие), когда пациент непроизвольно копирует действия и жесты окружающих (не путать с танцевальным караоке!);
двигательные стереотипии, когда бессмысленно, неосознанно, непроизвольно и многократно повторяется одно и то же действие — хлопок руками, раскачивание, перекладывание предметов. К мытью посуды в таком состоянии лучше не привлекать — толку будет мало, плюсь велик риск перехода от неконтролируемого мытья к неконтролируемому битью, причём последнее будет более успешным;
речевые стереотипии (стоячие обороты, симптом граммофонной пластинки) — когда так же бессмысленно и многократно повторяется одно слово или фраза, причём настойчивость повторения может вызвать нервный тик даже у видавшего виды попугая — мол, он что, издевается?!
Сюда же относятся вычурность и манерность поз, но здесь, в отличие от ступора, нервно курить будут не восковые фигуры, а театр пантомимы, полным составом, даже некурящие и вахтёры.
Активный и пассивный негативизм также, как и при ступоре, будут иметь место и здесь.
Это также импульсивность, или способность внезапно, словно повинуясь внутреннему толчку, переходить в положение «андроид боевой, с катушек съехавший».
Из факультативных, или дополнительных, необязательных симптомов -
гомицидомания (всех убью, один останусь),
суицидомания (сам себя убью об стену, не достанусь никому),
членовредительство (не обязательно в буквальном смысле этого многокоренного слова),
копрофагия (полагаю, можно не переводить).
Всего можно выделить три вида кататонического возбуждения.
Патетическое кататоническое возбуждение. Оно, как правило, нарастает постепенно и не достигает разрушительности и силы импульсивного. Пациент постоянно ходит, периодически принимая позы, сделавшие бы честь любому общественному лидеру во время публичного выступления; речь соперничает с позами в своём пафосе, причём зачастую отягощена смысловой нагрузкой не в большей степени, нежели у средней руки митингующего вождя — разве что эхолалии то и дело включаются у него самого, а не у слушателей. Экзальтации вполне достаточно, чтобы зарядить священным задором небольшую секту почитателей, если бы кататонию могли исповедовать. Временами выступление прерывается взрывами смеха — без причины, что в целом закономерно и патогномонично.
Импульсивное кататоническое возбуждение. Как следует из самого названия, это возбуждение с острейшим, взрывоподобным началом. Это торнадо, это ураган разрушительных, бессмысленных и жестоких действий, это берсерк со сбитым напрочь прицелом, отключенной системой «свой-чужой» и превратившийся в оружие массового поражения. Речь отрывистая — отдельные выкрики, фразы, с эхолалиями (как правило, повторение обидных эпитетов, услышанных от окружающих или обрывки их испуганных возгласов). Двигательные стереотипии, особенно если они из серии «привыкли руки к топору», лишь добавляют красок картине разрушения. Чаще всего импульсивное возбуждение приходит на смену кататоническому ступору, длится недолго и ступором же сменяется.
Немое кататоническое возбуждение названо так оттого, что пациент производит все разрушительные действия в полном молчании (мутизм). Нередко они направленыт не только на окружающих, но и на себя самого, и все попытки их пресечь встречают яростное сопротивление. Оно более хаотично и нецеленаправлено, чем импульсивное, но тоже довольно опасно.
Немного особняком от кататонического располагается гебефреническое возбуждение (от древнегреческого ἥβη — юность, φρενός — ум, разум). Дело в том, что оно может быть одним из этапов развития кататонического возбуждения, а точнее — патетического, и тогда его можно назвать гебефрено-кататоническим возбуждением, а может возникнуть и само по себе, в рамках обострения одноимённой (то есть гебефренической) формы шизофрении. Название происходит, видимо, от подсмотренной у отдельных вьюношей из племени молодого и стрёмного (©) манеры кривляться, обезьянничать и всячески выставлять напоказ всё самое дурное, что в них есть, в надежде на то, что девушки, оказавшиеся в радиусе поражения, примут это как признак исключительности и сочтут достойным внимания. Прявляется это возбуждение вычурностью, гримасами и кривлянием, манерностью поведения, гротескностью жестов и мимики — только происходят они не по желанию пациента и не от изъяна воспитания, а помимо его воли и вследствие болезни: он бы и рад вести себя иначе, но не может. Речь тоже пестрит неологизмами, периодически превращаясь нечто подобное детскому лепету и сюсюканью (пуэрилизм), плоскими шутками и заученными когда-то фразами, с периодическим застреванием и повторением одной из них (вербигерации). Это что касается облигатных симптомов.
Что до факультативных, они могут быть представлены эпизодами галлюцинаций, как правило, слуховых, а также фрагментами бредовых идей.
@темы: Жизнь, Жопа, вид спереди