Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Великая суббота
Благословенная суббота. Наталья ГоренокВ песнопениях этого дня говорится, что Великая Суббота — благословенный, спасительный и в то же время таинственный день, в который Спаситель сошел во ад.«Днесь ад, стеня, вопиет… (Сегодня ад со стоном кричит)» — такими словами начинаются три стихиры вечерни. Богослужение и иконография этого дня рассказывают о Сошествии Господа во ад ярко и подробно. Ад жалуется: он не смог удержать Того, Кого принял за одного из умерших,— Пастырь Распятый разрушил смертную державу, воскресил Адама и возвел с Собой всех, кого от века поглотил ад. Все эти стихиры завершаются нашим благодарением: «Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению Твоему».
Основные темы пророческих ветхозаветных текстов этого дня — прообразы Воскресения, переход от рабства к свободе, от смерти к жизни. Хвалебную песнь трех отроков в огненной печи Вавилонской подхватывает духовенство, хор, молящиеся: «Господа пойте и превозносите во вся веки». Это торжественное, ликующее, непередаваемо радостное славословие, которое обнимает собой всю вселенную. Вся природа, все умные силы — всё, сотворенное Богом призывается к благодарению: «Благословите вся дела Господня… Благословите Ангели… Благословите небеса»… Это один из самых волнующих моментов этой удивительной службы, которые помнишь и к которым стремишься весь год.
После чтения праздничного Апостола, в котором также уже открыто говорится о Воскресении Христовом поется: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех (… ибо Ты будешь иметь последователей среди всех народов)». Во время этого торжественного пения в алтаре духовенство переоблачается в белые одежды. И минута, когда распахиваются Царские врата и диакон в белом выходит читать Евангелие о Воскресении, становится истинным предвестием Пасхального торжества. Но в Великую Субботу наша радость должна быть тихой: в этот день Церковь призывает нас к молчанию.
На Литургии Великой Субботы вместо Херувимской, единственный раз в году, поется такое песнопение: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими, и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа (Да умолкнет все плотское в человеке, да стоит он со страхом и трепетом, не помышляя ни о чем земном; ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным. Ему предшествуют сонмы Ангелов, различные чины их, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя)».
Исполнилось все то, ради чего воплотился Спаситель. Господь приходит на заколение, дает себя в пищу верным. Это превышает человеческое разумение. Бесплотные Ангелы закрывают от ужаса лицо своими крылами, они не в силах смотреть на эту тайну…
Еще одна особенность Великой Субботы — вместо Достойно есть поется ирмос: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия (Не рыдай надо Мною, Матерь, видя во гробе Сына, Которого Ты во чреве без семени зачала, ибо Я воскресну и буду прославлен, и во славе вознесу, как Бог, непрестанно с верою и любовию Тебя величающих)». Опять происходит смена настроения — и в смысловом, и в музыкальном отношении: от скорби к радости, к обещанию Воскресения и вечной жизни…
Великая Суббота — это день, когда лучше всего осознаются святоотеческие слова о том, что наше спасение совершается между страхом и надеждой. Господь еще во гробе, и мы видим перед собой, в центре храма, Плащаницу с изображением Почившего Спасителя. Это благословенная Суббота — «упокоения день, воньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий». Но в то же время мы чувствуем — что-то происходит. Вместе с тем, как проявляются в ходе богослужения и звучат все громче вести о грядущем Воскресении Христовом, укрепляется и наша надежда: Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею (1 Кор. 6, 14).
Благословенная суббота. Наталья Горенок
Сошествие во ад. Жизнь и смерть Бога. Диакон Августин Соколовски.
«Бог умер, мы убили его».
Эти слова немецкого философа Фридриха Ницше, начавшие собой новую эпоху в истории человечества, несут в себе глубокую правду. Бог уходит из мира, уходит из человеческого сердца, уходит из общества, если он превращается в идола. Превращенный в идола Бог становится синонимом, заменяющим своим именем любое другое понятие. Возвращенное на свое место, это понятие вытесняет Бога.
Многие полагали, что Бог является средством сдерживания негативных сил в самом человеке. Всем знакомы слова Достоевского: «Если Бога нет - то все позволено». Общество, человечество, достигшее благополучия, научившееся контролировать себя, более не нуждается в Боге. Бог становится синонимом благополучия, синонимом добропорядочного поведения, синонимом социальной и любой иной стабильности. Так Он превращается в идола и перестает существовать.
Восприятие Бога, Живого Бога библейской традиции по необходимости является смысловой целью всякого человеческого дыхания. Однако, оно невозможно без правильного взгляда на Бога. Каждый призван к тому, чтобы проверять себя, вдумываться и вглядываться в глубину своих помышлений, задавать себе вопрос о том, кто для меня Бог? Не является ли Он всего лишь средством преодоления страхов здесь и сейчас, или же преодоления страхов перед непонятным будущим.
Восприятие Бога, правильное отношение к Богу невозможно без правильного и адекватного отношения к ближнему. К ближнему и дальнему. Человек - предстоящий нам, человек стоящий рядом с нами, это человек, в своей беззащитности раскрывающийся нам навстречу. Это человек - несущий в себе предельную хрупкость и безобидность, человек, который может умереть потому, что у него нет нужной таблетки. Фридрих Ницше, человек и философ, провозгласивший смерть Бога, неизлечимо заболел и умер в результате болезни, когда увидел, как хозяин жестоко избивает лошадь.
Христианство по замыслу своему призвано возвещать миру весть о Живом, никогда не умирающем бессмертном Боге, Боге, который делает потухшие человеческие сердца и жизни живыми, наполняет их силой, светом и славой, которые принадлежат Ему Одному, но которые Он отдает миру без остатка. Свидетельство наше и свидетельство Церкви будет подлинным только тогда, когда оно будет видимым. Только тогда мир сможет понять, принять и воспринять слова о том, что Бог жив и Он делает нас живыми.
Ад как доказательство
Согласно библейскому слову, в мире существует только одна организация, во всеуслышание говорящая о своей вечности. Имя ей – ад. Размышлению об аде посвящено значительное число богослужебных текстов, как первой, так и завершающей недели Великого поста.
В Каноне Андрея Критского нам встречаются тексты, говорящие об аде. Об аде, как следствии свободы, ставшей несвободой, и приобретшей всемогущество, которое разрушает.
Слово об аде - это доказательство подлинности творения, неподменяемости истории. Это слово, подтверждающее, что всякое действие, всякое размышление, всякая причина имеют свое следствие. Это слово о том, что мир, предстоящий нам, не иллюзия, а реальность, которая стремится к завершению, и которая, в следствие греха, стала носителем саморазрушения.
Слово об аде парадоксальным образом делает свободу реальностью, делает свободу свободой, потому, что, по слову Отцов Церкви, настоящая свобода заключается не в способности выбрать между добром и злом, а в неспособности совершать зло. Именно поэтому мы и говорим, что Господь наш Иисус Христос был подлинно свободным Человеком. Слово об аде является, вопреки представлению о большинстве церковных догматов, не словом веры, но словом знания. Мы не веруем в ад, мы знаем о нем. Современность преподносит нам знание об аде в неожиданной перспективе.
Один из мыслителей 20го века, французский философ Жан Поль Сартр, которого по праву можно считать одним из отцов современного западного мира и цивилизации, произнес такие слова: «Ад - это другие». Так ад раскрывается в перспективе нежелания знать о нем, становится реальностью там, где, как кажется, от него можно отказаться. Неслучайно, современное миросознание, современная психология, часто говорят о невозможности всякого подлинного взаимного восприятия людей. То, что некогда называлось любовью, симпатией, искренностью, дружбой, является всего лишь способом прикрыть тот мир одиночества, то неприятие других и другого, которое живет в глубине человека.
Ад это реальность не веры, но реальность знания. Каждый из нас богат опытом ада, каждый из нас вполне может поделиться знанием о нем. Ребенок, заблудившийся в лесу, человек, оставшийся наедине с умершим… Что пугает их? Ведь рядом нет никого. И это «нет никого» является подлинным переживанием ада.
Слово Библии, размышление об аде в библейской перспективе, говорит нам о сошествии Господа Иисуса в ад. О сошествии Господа Иисуса в ад говорит и один из древнейших символов веры, Апостольский Символ, который словами общины говорит о том, что Господь сошел в ад.
Библейское слово об аде, о том, что человека ожидает после жизни, различается по своему содержанию в Ветхом и Новом Завете. Ветхий завет не говорит нам практически ничего о вечной участи человека, не говорит ничего о жизни после жизни. Согласно ветхозаветному библейскому представлению, всякого по смерти ожидает Шеол. Шеол - это место, в котором существование становится несуществованием. Это место, которое мифология называла Царством Теней.
Христос восходящий на Крест, терпящий смерть на Кресте, нисходит в ад, нисходит туда, где существования больше нет. Где остается или осталась только тень тени человека. Сошествие во ад Христово видимо прослеживается в его Крестном Подвиге, о котором свидетельствует вера Церкви, свидетельствует священное Писание, и свидетельствует жизнь Литургии в Церкви, когда мы вспоминаем о Его крестных страданиях. Молитвенный возглас Христа на Кресте «Боже мой, почему Ты Меня оставил?» (Мф. 27, 46) является подлинным переживанием ада, подлинным переживанием оставленности, воспринятой Господом на Себя.
Христос сходит в ад и избавляет из царствия одиночества тех, кто там находится. Так слово об аде для нас перестает быть словом знания, но преображается и делается словом веры. Словом веры, говорящей о том, что ад может быть преодолен. О том, что для каждого из нас по достижении того рубежа, где, как кажется, более нет ничего, и, что самое страшное, никого, нас ожидает Тот, Кто победил ад.
Сошествие во ад. Жизнь и смерть Бога. Диакон Августин Соколовски.
@темы: Православие