08:46
Камо грядеши?
Православный поп и фашист – на одной фотографии. Хорошо рассчитанный, вовремя нанесенный идеологический удар. Еще один удар, красиво продолживший серию ударов, расшатывающих основы народного согласия. Еще один удар, раскалывающий общество, возбуждающий взаимную ненависть. Еще один удар по авторитету Православной Церкви. Не первый. Недавно по интернету прошли информационные вбросы, посвященные сотрудничеству отдельных православных священников с фашистскими оккупантами, например, здесь.
Кому нужно раскалывать общество? Тому, кто хочет его победить. Тому, кто хочет разделять и властвовать.
Прежде чем включить эмоции и ярость благородную давайте сделаем вдох и вспомним слова первого классика Искусства Войны:
Суньцзы сказал:
«Местных шпионов вербуют из местных жителей страны противника и пользуются ими; внутренних шпионов вербуют из его чиновников и пользуются ими; обратных шпионов вербуют из шпионов противника и пользуются ими. Когда я пускаю в ход что-либо обманное, я даю знать об этом своим шпионам, а они передают это противнику. Такие шпионы будут шпионами смерти. Шпионы жизни – это те, кто возвращается с донесением…
Если ты узнал, что у тебя появился шпион противника и следит за тобой, обязательно воздействуй на него выгодой; введи его к себе и помести его у себя. Ибо ты сможешь приобрести обратного шпиона и пользоваться им. Через него ты будешь знать все. И поэтому сможешь приобрести и местных шпионов и внутренних шпионов и пользоваться ими. Через него ты будешь знать все. И поэтому сможешь, придумав какой-нибудь обман, поручить своему шпиону смерти ввести противника в заблуждение. Через него ты будешь знать все. И поэтому сможешь заставить своего шпиона жизни действовать согласно твоим предположениям».
А теперь перейдем на 2500 лет вперед и вернемся в наши пределы. В России широкое применение методики использования «шпионов влияния» насчитывает всего-навсего полтора столетия.
«Памяти Герцена»
Герцен, чей юбилей мы недавно скромно отпраздновали, по праву может считаться первым представителем «оранжевой оппозиции».
Звоня в свой «Колокол», обличая пороки власти и недостаточно последовательных оппозиционеров, он заложил основы традиции.
Что показательно, даже войдя в крестьянскую общину в Швейцарии, став благодаря этому ее гражданином, он продолжал душой и сердцем оставаться в России. Борьба с царизмом была смыслом его жизни, и мы не запомнили, чтобы он интересовался проблемами демократии на своей новой Родине, в родном кантоне, где он побывал лишь однажды, получая согласие местного крестьянства.
Герцен не скрывал своей дружбы с Ротшильдом и гордился, что когда царское правительство наложило арест на его имущество, одной записки его могущественного покровителя оказалось достаточно, чтобы русское правительство сняло все санкции.
«Через месяц или полтора тугой на уплату петербургский 1-й гильдии купец Николай Романов, устрашенный конкурсом и опубликованием в "Ведомостях", уплатил, по высочайшему повелению Ротшильда, незаконно задержанные деньги с процентами и процентами на проценты, оправдываясь неведением законов, которых он действительно не мог знать по своему общественному положению.
С тех пор мы были с Ротшильдом в наилучших отношениях; он любил во мне поле сражения, на котором он побил Николая, я был для него нечто вроде Маренго или Аустерлица, и он несколько раз рассказывал при мне подробности дела, слегка улыбаясь, но великодушно щадя побитого противника».
— Герцен А.И. Император Джемс Ротшильд и банкир Николай Романов // Былое и думы. Часть пятая. Париж-Италия-Париж (1847-1852)Герцен получал поддержку всегда, когда боролся с царизмом, и имел большие проблемы, пытаясь включиться в европейское революционное движение. С тех пор русская политическая эмиграция поняла правила игры. Революция в России – хорошо. Революция в Европе – плохо!
Жорж Плеханов, Владимир Ленин чувствовали себя как дома и в Париже, и в Женеве. Впрочем, и Германия внесла свою скромную лепту, предоставив Ильичу пломбированный вагон, в котором он приехал делать Великую Октябрьскую Революцию.
Тупое, самодержавное, бюрократическое царское правительство давало много козырей своим оппонентам:
1. Царь – крупнейший землевладелец, купался (формально) в роскоши, имел дворцы, корабли, яхты. Никого не волновало, что дети царей спали в простых солдатских кроватях, важнее была знаменитая «постель императрицы», которая так полюбилась Керенскому...
2. Жуткие просчеты, связанные с принятием кадровых решений по принципу личной преданности. После трагической гибели в Цусимском проливе объединенной эскадры не последовало никаких организационных выводов, никакого наказания верхушки, допустившей бездарное планирование и проведение морской кампании. Кстати, 100-летие Цусимы совпало с 10-летием новогоднего штурма Грозного и тоже прошло практически незамеченным широкой общественностью.
3. Неумение контактировать с народом, отсутствие обратной связи, отсутствие понимания того, что проблемы управления народом вообще можно обсуждать. «Кровавое воскресенье» отчетливо показало, как пресекались попытки народа наладить такое взаимодействие.
Из этих трех пунктов и проистекают три «оранжевые стрелы»: 1. Возбуждение зависти к роскоши. 2. Критика просчетов и ошибок. 3. Провокации столкновений и возбуждение ненависти.
Почему деконструкция оказалась сильнее реформирования?
Потому что борьба с деконструкторами оказалось для Самодержавия важнее, чем попытки договориться с собственным народом, развить его, образовать и дать равноправие. Темный, непросвещенный, безграмотный, он стал легкой добычей провокаторов. В условиях кризиса власти симпатии народа качнулись в сторону большевиков – самых решительных деконструкторов.
«До основанья, а затем»
Стал ли полный слом системы благоприятным исходом? (извините за медицинскую терминологию).
Минус:
Поражение в первой мировой войне, эпидемии, голод, гражданская война, политические чистки...
Плюс:
Всеобщая грамотность, индустриализация.
Вопрос – эти плюсы что, нельзя было получить эволюционным путем? Зачем был нужен всеобщий слом?
Вторая волна деконструкции
Вместо «Колокола» – «Радио Свобода» и «Голос Америки», вместо социалистов-революционеров – диссиденты и правозащитники.
И опять – жесткий удар на жесткий удар, и никакой альтернативы: либо полная деконструкция, либо Советское Самодержавие.
Главным требованием демократических масс стало: отменить 6-ю статью конституции, закрепляющую руководящую роль КПСС. Требование было выполнено. Как и октябрьские реформы царизма, это вынужденное дарование привилегий было уже предсмертной агонией режима.
Деконструкция Советского Союза прошла по упрощенному варианту, мы практически обошлись без гражданской войны, что в целом вселяет надежду.
Минусы: Почти полное вымирание класса городских пролетариев, утрата социальных льгот, разрушение инфраструктуры, деиндустриализация, рост беспризорности, преступности, бездомности, наркомании и алкоголизма, утрата всех Союзных Республик.
Плюсы: Разрешение загранпоездок, отмена уравнительной оплаты труда, разрешение предпринимательства, частной торговли, накоплений. Появление джинсов.
Вопрос: эти плюсы можно было получить без полной деконструкции? Эволюционно можно было джинсы получить?
Сегодняшний день:
Мы по-прежнему имеем малоподвижный бюрократический аппарат, «властную вертикаль», а также все прелести назначений по принципу личной преданности. Недавно мы узнали, что Сергей Шойгу станет губернатором Московской области. Новых имен не будет, социальный лифт отключен – так перевели политологи этот исчерпывающий сигнал.
При этом наблюдается активность деконструкторов, идеологов полной смены политической формации. Поскольку непонятно, на что можно поменять имеющуюся формацию, деконструкторы ничего построить не обещают, не проговаривают никакого «а затем...», а просто добиваются свержения режима. Атаки «городских сумасшедших» поувяли, теперь вектор сменяется раскачиванием черносотенных и анти-черносотенных настроений. Возможно, некоторые схемы уже включают появление нового Баумана – невинной жертвы озверевших черносотенцев. Сейчас под ударом не Церковь – под ударом национальное единство и согласие. Революция спускается все глубже и глубже на самое социальное дно общества, тут одними теоретическими спорами дело не ограничится.
Стратегия мирного развития:
Давайте создадим хотя бы терминологию, хоть умозрительно рассмотрим гражданскую альтернативу полной деконструкции. Как выйти на эволюционный, мирный путь развития, имея такую власть и таких ее оппонентов?
1. Как минимум, нужно ослабить традицию назначений по принципу личной преданности – нивелировать ценность этой преданности отсутствием активного противостояния. Как это не покажется неприемлемым горячим головам, нужно не только Власти учиться взаимодействовать с Обществом, но и Обществу надо учиться взаимодействовать с Властью. Давайте корректно и точно формулировать социальные запросы, доводить их в не-ультимативной форме.
2. Неполитические горизонтальные связи. Все же на политике и выборах свет клином не сошелся. Неужели нет иных форм объединения и взаимопомощи? Давайте признаем, что мы можем намного эффективнее решать свои проблемы при помощи друзей, а не методом выборов и смены правящего режима. Давайте направим свою энергию на неполитическую горизонтальную взаимопомощь, подумаем, какими могут быть ее новые формы.
3. Противодействие расколу общества. Провокаторы будут появляться, и они будут бить по болевым темам. Давайте же включать некоторую охранительную реакцию. И не загораться немедленным священным гневом на всякий флеш-моб.
Давайте попробуем мирно пройти очередной переходный период. А для этого – давайте поменьше использовать ненависть, и побольше – разум. Если мы будем трезвыми, стремящимися к образованию, труду, сильными и спокойными – нас невозможно будет расколоть. И нас невозможно будет победить.
@темы: Если дело дойдет до виселицы, пусть на ней болтаются все, Политика