Умиляет, что Тарковский ругает все подряд - Воннегута, Акутагаву, Станиславского, всех современников, все кино, всех режиссеров, включая свои старые фильмы - все из-за страстного желания совершенства, я полагаю.
Про застой всегда очень тягостно читать - ритуальное унижение как обязательная часть благонадежности и успешной карьеры, например, как требуют испоганить собственную работу, потому что тупые приемщики ни хрена в ней не понимают и им надо показать, что они главнее и не зря хлеб с икрой жрут, а ты режь по живому. Тарковскийо еще был на удивление упрям: "не буду ничего менять, и всё, обойдетесь". А за границей ностальгия его мучила.
"Швейцария невероятно чистая, ухоженная страна, в которой хорошо тем, кто очень устал от суеты. Очень похожа на сумасшедший дом — тишина, вежливые сестры, улыбки…"Еще мне нравится, что Тарковский совершенно по-подростковому книжки читал, выписки делал, очень хорошо, вот я сразу у него это все и передрал:
«…Озарения живописца (как и всякого художника) вовсе не должны проходить через его сознание. Его находки, загадочные для него самого, должны, минуя долгий путь рассуждений, переходить в его работу так быстро, чтобы он не успевал заметить момента перехода. А тот, кто подстерегает их, наблюдает, задерживает, у того они, как золото в сказке, превращаются в труху…»(«Осязания». Рильке, из письма жене 21 октября 1907 года)
«…не держи двух стрел! Понадеявшись на вторую стрелу, ты беспечно отнесешься к первой. Всякий раз считай, что другого выхода у тебя нет и попасть ты должен этой единственной стрелой!» (Кэнко-Хоси. «Записки от скуки»)
- «Самое полезное — сторониться людей, на тебя не похожих и одержимых другими желаниями». (Сенека. Письма)
Из Гессе
«Моя история неутешительная. Она не сладостна и не гармонична, какими бывают вымышленные истории, она отдает бессмыслицей и смутой, безумием и сновидением, как жизнь всех людей, которые не хотят больше обманывать себя…»
«Я ведь не хотел ничего другого, кроме как воплотить то, что само рвалось из меня. Почему же это оказалось так трудно?»
«Поэт есть нечто, чем дозволено быть, но не дозволено становиться».
«Я нахожу, что действительность есть то, о чем надо меньше всего хлопотать, ибо она и так не преминет присутствовать с присущей ей настырностью, между тем как вещи более прекрасные и более нужные требуют нашего внимания и попечения.
На тему "ученые о Боге и вере":
«В последнем столетии наука стала более скромной. Когда-то полагали, что наука откроет все, что бесконечно, что неизвестно. Современная наука стала думать об этом скромнее, когда узнала, что человек не может дать окончательных и совершенных выводов. В познании человек сам по себе ограничен. Ученый имеет гораздо больше оснований верить в Бога сегодня, нежели это было пятьдесят лет тому назад, потому что теперь наука увидела свои границы». (Аутрум, уч. — естественник, Мюнхен)
«Одно из самых больших заблуждений заключается в том, что большинство считает, что научный метод является надежным путем к Истине». (Бьюб, ученый, США)
«Многие ученые верят в Бога. Те, кто говорят, что занятие науками делает человека атеистом, видимо, очень смешной народ». (Макс Борн, физик, лауреат Нобелевской премии)
«Я не могу себе представить, как атеист может быть ученым». (Милликан, физик, лауреат Нобелевской премии)
«Достоевский дает мне больше, чем любой мыслитель, больше, чем Гаусс».(Эйнштейн)
О свободе и революции:
«Ты спросишь, что такое свобода? Не быть рабом ни у обстоятельств, ни у неизбежности, ни у случая; низвести фортуну на одну ступень с собою. А она, едва я пойму, что могу больше нее, окажется бессильна надо мною. Мне ли нести ее ярмо, если смерть в моих руках?» (Сенека)
«Большинство людей не любит свободу и не ищет ее. Революционная толпа ненавидит свободу». (Бердяев)
«Сколько я вижу, и сколько судить могу, вся суть русской революционной идеи заключается в отрицании чести». (Достоевский. «Бесы»)
«Разрушает „старую жизнь“ во время революции не презрение народа к ней, а как раз наоборот — острая зависть к ней, жажда ее». (И. А. Бунин. «Богиня разума», 1924)
А ругать Тарковский любит, это у него есть. Я на него обиделась за то, что Параджанова назвал беспомощным и бездарным, все-таки неправда это, он гений. Не во всех фильмах, но "Легенда о Сурамской крепости" снята гением, и "Тени забытых предков " тоже. Просто их не все воспринимают, не знаю почему, они вовсе не сложные. Тарковского смотреть гораздо тяжелее.
А у меня вот с Параджановым трудности, видимо, не близкая мне стилистика, цвет, наверно, надо пересмотреть, а то обидно, что я в него не въезжаю. А Тарковского я с раннего детства смотрю, как родного, просто в одно время с Чебурашкой видел Рублева и Иваново детство, да и все остальные тоже. Я от таких фильмов (и Сокуров весь туда же) впадаю в такой блаженный гипноз с первых кадров.