Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Бродский. Из книги С. Волков. Диалоги с Бродским
Сюзан Зонтаг как-то, помню, в разговоре сказала, что первая реакция человека перед лицом катастрофы примерно следующая: где произошла ошибка? Что следует предпринять, чтоб ситуацию эту под контроль взять? Чтоб она не повторилась? Но есть, говорит она, и другой вариант поведения: дать трагедии полный ход на себя, дать ей себя раздавить. Как говорят поляки, «подложиться». И ежели ты сможешь после этого встать на ноги – то встанешь уже другим человеком. То есть принцип Феникса, если угодно. Я часто эти слова Зонтаг вспоминаю.

Оден ложился в девять часов спать. Вот в это время подходить к нему было бессмысленно. Насколько я знаю, он всю жизнь соблюдал своеобразный режим. Вставал довольно рано и, я думаю, первый свой мартини выпивал примерно в полдень. Я его помню об это время – в одной руке рюмка, в другой – сигарета. После ланча Оден ложился спать. Просыпался, если не ошибаюсь, часа в три. И тогда начинался вечерний цикл.
СВ: При этом Оден был довольно-таки плодовит: стихи, критическая проза, пьесы…
ИБ: Я думаю, этот поэт потерял времени меньше, чем кто-либо. Он еще умудрялся невероятно много читать! То есть можно сказать, что вся жизнь Одена сводилась к сочинению, чтению и к мартини между.

При всем разнообразии жизненных обстоятельств автора, при всей их сложности и так далее, вариации эти куда более ограничены, нежели продукт творчества. У жизни просто меньше вариантов, чем у искусства, ибо материал последнего куда более гибок и неистощим. Нет ничего бездарней, чем рассматривать творчество как результат жизни, тех или иных обстоятельств. Поэт сочиняет из-за языка, а не из-за того, что «она ушла». У материала, которым поэт пользуется, своя собственная история – он, материал, если хотите, и есть история. И она зачастую с личной жизнью совершенно не совпадает, ибо – обогнала ее. Даже совершенно сознательно стремящийся быть реалистичным автор ежеминутно ловит себя, например, на том, что «стоп: это уже было сказано».



@темы: О книгах, И на луну не голоси, Можно сделайт отлишни шушель, Цитаты

Комментарии
22.06.2014 в 16:45

чтобы "как говорят поляки" нужно быть героем, к счастью, нынче им может стать каждый. доводилось выползать из-под катка,маленького и не особо тяжеого, и подниматься, и брести, шатаясь, на расплющенных картонных ножонках, и с каждым шагом становиться собой. сейчас настоящий каток подгонят, все в герои попадем!
23.06.2014 в 15:04

простите, не представилась, я Сквонк Сквонк, благодарила Вас за Поликсену на прозе ру
27.06.2014 в 21:13

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Сквонк Сквонк, наверно, если после катка выжил и снова стал ходить, то уже мало что напугать может.
А какие-то общие катастрофы не очень-то и пугают, личные страшнее, а на миру и смерть красна, смирение, терпение, все такое... :)
28.06.2014 в 00:10

При всем разнообразии жизненных обстоятельств автора, при всей их сложности и так далее, вариации эти куда более ограничены, нежели продукт творчества. У жизни просто меньше вариантов, чем у искусства, ибо материал последнего куда более гибок и неистощим. Нет ничего бездарней, чем рассматривать творчество как результат жизни, тех или иных обстоятельств. Поэт сочиняет из-за языка, а не из-за того, что «она ушла».
как это правильно.
28.06.2014 в 00:29

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Белка Челли, да-да, вообще у жизни и литературы странные и неочевидные точки пересечения, они как-то странно взаимодействуют.
28.06.2014 в 13:23

то был нестрашный личный каток, скоро новый подгонят. Катки хороши те, что плющат гордыньки и иллюзии (нерусским друзьям истолковываю термин "прелесть" как иллюзию) А что до внешних потрясений, не могу с вами, Волчокъ-Не-Червонец, не согласиться, пыхнет все это добришко, словно пучок соломы, скоро уже...

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии