Я не червонец, чтоб быть любезен всем
ДМИТРИЙ БЫКОВ. АНГЕЛЫ И ДЕМОНЫ МИХАИЛА ЛЕРМОНТОВА.
С Быковым у меня такая фигня. Он типа указывает на что-то пальцем и говорит: «Смотрите, какой веселый бурундук», я внимательно смотрю и вижу там мрачного крокодила. Ну где бурундук, где? Вот и с Лермонтовым также.
Вот он что увидел в "Морской Царевне":
Быков: Стихотворение, «самое трагическое во всей его лирике, может быть трактовано на двух разных уровнях. Первый – самый простой – это та самая любовная удача, которая сопровождает и Лермонтова, и всех его любимых героев на путях. Это неотразимость сознающей себя силы, неотразимость путаницы, которую этот человек вносит в чужую жизнь, неотразимость его неприкаянности, его абсолютно бесцельных, даром растрачиваемых способностей – всего того, что женщина так любит, понимая, что этот человек не может принадлежать ей до конца. Вот она любовная удача и вот то, чем она оборачивается, потому что вытаскиваешь-то ты чаще всего на берег «чудо морское с зеленым хвостом», с которым теперь непонятно как жить.
Вторая: Мне кажется, здесь поймана та глубочайшая сущность искусства, которая сначала соблазняет своей младой главой, синими глазами, перлами брызг – чем угодно, а потом оказывается вот этим страшным морским чудовищем, которое губит тебя целиком или гибнет вместе с тобой. Ведь, в сущности, что он вытаскивает из воды? То, что его соблазняет, то, что манит, то, чем он хотел бы обладать и обладает в результате.»
Я: Ну блин, я тут вижу на первом уровне как мужик не ценит влюбленную женщину и губит ее, выставляя на смех (печоринско-лермонтовские развлечения – с Сушковой он приблизительно так и поступил), а потом погубитель еще и всласть страдает, типа он теперь сирота - это любимый лермонтовский сюжет. На втором уровне – что любовь в глазах «света» превращается в чудовище и умирает (тоже полно параллелей в других стихах, одна из любимых тем). На третьем, что вообще все сакральное не следует тащить из глубины на публику, профанация - останешься с неведомой фигней вместо Божьего дара.
И так постоянно.
Быков: «мы переживаем сегодня 1848–1849 годы, эпоху зарубежных революций, глубочайшего внутреннего застоя»
Я: - На мой взгляд, как раз за рубежом сейчас застой, уже вполне маразматический, все идеи провалены и превращены в свою противоположность, а новых не возникает, с нашей же стороны как раз движуха, попытка нового мирового передела.
Быков: «Герой с фамилией – «ский» очень редко бывает удачлив и положителен. Он всегда немного Бельский, Вольский, что-то в нем немного не так. Хорошие герои кончаются на – ИН – это герои такие, враждебные человечеству и злобные, и на – ОВ – это герои добрые и симпатичные. Это такие варианты, как Левин, Каренин, а Вронский… вот что-то в нем все-таки не то, что-то в нем не наше, да? А вот Нехлюдов – он совсем хороший»
Я: - Блин, ну в чём Левин враждебен человечеству и чем он хуже Нехлюдова. И почему Вронский – не то, а Каренин – самое то? Вопрошаю возмущенно, п.ч. у меня Вронский на пару с Печориным – любимые герои.
Быков: «Сентиментальность и жестокость – русские добродетели».
Я: - Да ну?
Тем не менее, у Быкова много интересных замечаний, которые включают мозги.
Ну и к спору о «Прощай, немытая Россия».
С Быковым у меня такая фигня. Он типа указывает на что-то пальцем и говорит: «Смотрите, какой веселый бурундук», я внимательно смотрю и вижу там мрачного крокодила. Ну где бурундук, где? Вот и с Лермонтовым также.
Вот он что увидел в "Морской Царевне":
Быков: Стихотворение, «самое трагическое во всей его лирике, может быть трактовано на двух разных уровнях. Первый – самый простой – это та самая любовная удача, которая сопровождает и Лермонтова, и всех его любимых героев на путях. Это неотразимость сознающей себя силы, неотразимость путаницы, которую этот человек вносит в чужую жизнь, неотразимость его неприкаянности, его абсолютно бесцельных, даром растрачиваемых способностей – всего того, что женщина так любит, понимая, что этот человек не может принадлежать ей до конца. Вот она любовная удача и вот то, чем она оборачивается, потому что вытаскиваешь-то ты чаще всего на берег «чудо морское с зеленым хвостом», с которым теперь непонятно как жить.
Вторая: Мне кажется, здесь поймана та глубочайшая сущность искусства, которая сначала соблазняет своей младой главой, синими глазами, перлами брызг – чем угодно, а потом оказывается вот этим страшным морским чудовищем, которое губит тебя целиком или гибнет вместе с тобой. Ведь, в сущности, что он вытаскивает из воды? То, что его соблазняет, то, что манит, то, чем он хотел бы обладать и обладает в результате.»
Я: Ну блин, я тут вижу на первом уровне как мужик не ценит влюбленную женщину и губит ее, выставляя на смех (печоринско-лермонтовские развлечения – с Сушковой он приблизительно так и поступил), а потом погубитель еще и всласть страдает, типа он теперь сирота - это любимый лермонтовский сюжет. На втором уровне – что любовь в глазах «света» превращается в чудовище и умирает (тоже полно параллелей в других стихах, одна из любимых тем). На третьем, что вообще все сакральное не следует тащить из глубины на публику, профанация - останешься с неведомой фигней вместо Божьего дара.
И так постоянно.
Быков: «мы переживаем сегодня 1848–1849 годы, эпоху зарубежных революций, глубочайшего внутреннего застоя»
Я: - На мой взгляд, как раз за рубежом сейчас застой, уже вполне маразматический, все идеи провалены и превращены в свою противоположность, а новых не возникает, с нашей же стороны как раз движуха, попытка нового мирового передела.
Быков: «Герой с фамилией – «ский» очень редко бывает удачлив и положителен. Он всегда немного Бельский, Вольский, что-то в нем немного не так. Хорошие герои кончаются на – ИН – это герои такие, враждебные человечеству и злобные, и на – ОВ – это герои добрые и симпатичные. Это такие варианты, как Левин, Каренин, а Вронский… вот что-то в нем все-таки не то, что-то в нем не наше, да? А вот Нехлюдов – он совсем хороший»
Я: - Блин, ну в чём Левин враждебен человечеству и чем он хуже Нехлюдова. И почему Вронский – не то, а Каренин – самое то? Вопрошаю возмущенно, п.ч. у меня Вронский на пару с Печориным – любимые герои.
Быков: «Сентиментальность и жестокость – русские добродетели».
Я: - Да ну?
Тем не менее, у Быкова много интересных замечаний, которые включают мозги.
Ну и к спору о «Прощай, немытая Россия».
ага, он это гениально делает - описывает человека, в котором, в общем-то, ничего особенно плохого нету, так, что проникнешься к нему отвращением, а все почему и зачем? Потому, что описывает с точки зрения самой Анны или рассказчика, сочувствующего Анне, чтобы показать, насколько Анна мужа не любит и бросить хочет, чтобы Анне читатель сочувствовал, во всяком случае, СНАЧАЛА сочувствовал - и, с другой стороны, психологически это более чем реалистично, если ты связан с нелюбимым человеком, и деться тебе от него некуда - тебя в нем будет раздражать абсолютно всё, и мелочи, которые ты в других людях просто не заметишь, и даже нейтральные и хорошие черты, когда совсем далеко дело зайдет. И надо не раз прочитать и некоторый собственный жизненный опыт нажить, чтобы понять, что не так человек и плох, он тут скорее пострадавшая сторона, не меньше несчастен, чем Анна, его не ругать, а пожалеть стоит.
А вот Пьера я всегда любила, в отличие от Болконского (младшего, старший - как раз потрясающий дед!).
это герой чудовищно интересный - с одной стороны, и мерзавец тот еще, а с другой, человек отнюдь не пропащий, и с мозгами и с сердцем, прекрасно понимающий, что он гадости делает, и иногда его стопорит и доделать не дает, иногда и на хорошее толкает (причем просто так хорошее сделать он себе позволить не может, надо все-таки с какой-нибудь гадостью хоть на словах увязать, хоть для самого себя), а когда и доделывает гадость чуть ли не через силу - вот чисто из-за упрямства, что я за слабак такой, если гадость не сделаю. Вот Лужин (ой, как раз на -ин!) - тот чувак простой, делает и делает, что захочет, не заморачиваясь.
Нет, не удержусь, изложу!
Во-первых, для русского уха крайне неблагозвучная - какая-то дригающаяся свинья, фу. А он и вправду настоящий свин, и дрыгается всю книгу бестолково, всё что-то делает, а результат, в сущности, нулевой.
А во-вторых, Свидригайло - это древнее литовское княжеское имя. (И, кстати, Свидригайло Ольгердович был князь весьма своенравный, всю жизнь какие-то свои эгоистические интересы преследовал и мотался-дергался туда-сюда, сам никак ни к какой политической определенности прийти не мог). Что означает, что он не просто помещик и дворянин, а очень древнего и знатного рода, скорее всего, аж из Гедиминовичей. Что уже является если не причиной, то как минимум объяснением его гадкого характера. С одной стороны, он, такой родовитый, на большую часть человечества сверху вниз смотрит (а если и не всегда это показывает, так это потому, что, как настоящий аристократ, слишком хорошо воспитан). А с другой - хоть он и помещик и дворянин, он-то видит и не может забыть, что, по сравнению с былым блеском и могуществом рода сейчас-то он, называя вещи своими именами, сидит в глубокой заднице, и, в сущности, без шансов вылезти, разве что подползти чуть поближе к выходу. Отсюда и жгучее желание это положение исправить, хотя бы для самого себя. И отсюда и обида на весь мир. Которая его на всякие скверные поступки толкает, но в которой он вслух ни за что не признается - гордыня не позволяет. Но по этой же причине в нем есть и какие-то остатки благородства (да даже и побольше, чем просто остатки), которые все время рвутся наружу через всё вышеописанное, которые ему кричат, что нельзя так по-свински жить, и в конце концов наружу все-таки пробиваются - что в конце концов к самоубийству и приводит.
– ОВ – это герои добрые и симпатичные
ой, только сейчас сообразила!
Я Свидригайлова с детства любил - вообще у меня слабость к героям-дворянам, у которых это дворянское ярко выражено (а то у Достоевского они все дворяне, включая Мармеладова, но не похожи).
и у Свидригайлова как раз очень видно, что у него дворянство в мозгах, а нетолько в паспорте в графе "сословие"