Я не червонец, чтоб быть любезен всем
4 июня, воскресенье
Везде сирень - и в Москве, и на даче. Две необычных сирени попалось: одна - чернильно-фиолетовая, темный, густой цвет, вторая - чисто голубая, ни капли лилового нет.
Еще встретил даму на велосипеде - две собаки на поводке рядом бегут: черный терьер размером с пони и белая чихуа-хуа размером с туфельку. При таких тренировках, вангую, чихуа можно будет на Олимпиаду выставлять, а вот велосипедистка с терьером много не набегают.

Фильм-реконструкция ядерной войны на примере Шеффилда. Максимально реалистично постарались сделать: гибель большинства. Борьба за выживание и одичание оставшихся. Хотя здесь и довольно жесткий государственный контроль показан, и никаких масштабных бунтов, и без людоедства и всяких там извращений. Но и того достаточно. Вот чего я определенно не хочу - это выживать в ядерной войне, предпочитаю, чтобы первой бомбой накрыло. И этот фильм подтверждает, что я все правильно думаю.
Третий сезон Whitechapel'а смотрел. Очень красиво, цвет чудесный, и все в отражениях, странных ракурсах, выверенная композиция и гамма каждого кадра. Я себе сотню скринов нащелкал.
5 июня, понедельник
Сон. Полицейский нашел улику на месте преступления - тряпичную куклу неприятного вида, повертел ее в руках и незаметно для всех бросил в кусты. Я полез за ней, подобрал, и унес к себе. Ночью она переходила с места на место и шуршала, я боялся, что она меня задушит, не спал. Утром сквозь нее вдруг стал проглядывать белый котенок в пятнах крови. Я ждал, пока он вылупится окончательно, и уже не думал, чтобы выкинуть куклу на помойку. Котенок наконец сформировался, вылез наружу из тряпок, миленький, без кровавых пятен, но что-то у него с мордахой - щеки, что ль, одной нет, зубы голо торчат. Он повел меня к полицейскому по набережной с платанами. Полицейский принял нас кротко, как судьбу, со вздохом признался, что из этого котенка через год вылупится его умерший сын. Он сперва хотел его оживить, потом передумал, но если так вышло - что ж.. Я оставил их вдвоем и ушел. Судя по всему, это был кошмар, но без чувства страха.
Ночью перед рассветом садик набит птицами. В каждом кусту кто-то сидит и громко сообщает о своем присутствии. Один - как дудочка, "фью" да "фью", другой - как свистулька, в которую воду наливают для соловьиных трелей, третий трещит, четвертый спрашивает: "Кю-вит?" как "Ке фер?" В сыром и бессолнечном воздухе их голоса звучат чисто, звонко, отчетливо, словно в микрофон. Концертный зал, где я хожу на цыпочках, чтоб не прогнали. Похоже на те области, где пребывают души до рождения - сыро, темно, никого не видно, но все полно готовности жить. Эта параллельная жизнь в кустах на рассвете очень умиротворяет.
"И в сердце растрава, и дождик с утра". Дождь прям ноябрьский, осенний мрак. За весь день солнце даже мимо не проходило. К шести вечера ливень прекратился. Все настолько промокло, что с каждого куста по ведру воды проливается, если заденешь. К сирени не подобраться. Вот так и отцветет, а я не нанюхаюсь.
К ночи потеплело, стало тихо.
6 июня, вторник
Пушкинский день. Для меня он и впрямь - солнце, и не только поэзии, а его ранняя смерть - личное горе. Потрясающая смесь глубочайшего ума и доверчивости, юмора, самоиронии и чувства собственного достоинства, дворянской чести и простоты, безупречного вкуса и сумасшедшего воображения, умения восхищаться, любить друзей и помогать, патриотизма и вселенскости, чувства долга и свободы, легкости и глубины. Удивительная гармония во всем. Жаль, что у нас негров и арабов мало, может, на русской земле они бы проявили себя чем-то особенным: к беззаботности и мечтательности детей солнца добавилась бы северная философичность, западный здравый смысл и остроумие, восточная мистика и интуиция.
Встретил одинокую одичавшую чихуа-хуа. Грозный зверь.
ПЕРСОНА, реж. Ингмар Бергман
Внезапно понравилось, а то я уж думал, что окончательно Бергмана разлюбил. Разговоры по-прежнему тяжеловесны и абстрактны, слишком много психоанализа, но сложная композиция и авангардизм все делают живее и интереснее. Трактовок тут может быть много, так что я от них воздержусь.
7 июня, среда
Сегодня солнце, и я только и смотрел, как свет играет на листьях (еще писал, как проклятый, и перестирал все, что можно, потому что прежде это не имело смысла - все равно ничего не высохнет). Вот так, за пеленой дождя, уже почти прошла незамеченной эпоха сирени, и жасмин уже скоро откроется, и бульдонеж белеет потихоньку.
Ночью - высокая полная луна, неясные созвездия, ледяная вода в умывальнике, какая-то птица покрикивает из куста туманно и заунывно -почему-то я обозвал ее сычом, хотя знаю, что это не он, тот ухает.
Я зачитался "Бесами", сто раз читал, но, стоило туда нос сунуть, прилип намертво. Все начало просмеялся, из-за того, что представлял себе Явлинского вот в этом:
"Воплощенной укоризною
Ты стоял перед отчизною,
Либерал-идеалист.
Наш же Степан Трофимович, по правде, был только подражателем сравнительно с подобными лицами, да и стоять уставал и частенько полеживал на боку. Но хотя и на боку, а воплощенность укоризны сохранялась и в лежачем положении, – надо отдать справедливость, тем более что для губернии было и того достаточно. Посмотрели бы вы на него у нас в клубе, когда он садился за карты. Весь вид его говорил: «Карты! Я сажусь с вами в ералаш! Разве это совместно? Кто ж отвечает за это? Кто разбил мою деятельность и обратил ее в ералаш? Э, погибай Россия!» – и он осанисто козырял с червей.
Замечу лишь, что это был человек даже совестливый (то есть иногда), а потому часто грустил. В продолжение всей двадцатилетней дружбы с Варварой Петровной он раза по три и по четыре в год регулярно впадал в так называемую между нами «гражданскую скорбь»
Все это становится все более современно и свежо.
ИЛИЧЕВСКИЙ. МАТЕМАТИК
Блин, опять мне кажется, что я эту книжку раньше читал. Не нравится, слишком конспективно, слишком много про Амнрику, которая мне не интересна.
ВАМПИР. СОН АЛЕНА ГРЕЯ, реж. Дрейер, 1931
Пересматривал один из моих любимых фильмов. Путник стучится в окна гостиницы, и свет в окнах гаснет. Отражения в пруду, тени на сене, а людей нет. Детский плач, собачий лай. "Но здесь нет ни детей, ни собак". Две обреченных сестры, у одной голосок нежный, как у котенка, а у другой - хищные улыбки одержимой и в бреду она просит крови. Карета, управляемая мертвецом. Призрачный лес, призрачный луг, где играют тени. "Из праха поднялся, к праху вернешься". Блуждающая тень героя находит свое тело в гробу. И моя любимейшая сцена: гроб несут по улице, лицо покойника с распахнутыми неподвижными глазами а окошке гробовой крышки и по нему пробегают тени деревьев, взгляд из гроба на облака, перевернутую колокольню, птицу в небе. Гибель злодея на мельнице - тонет в муке, вертятся огромные шестеренки, а невинная пара уплывает в туман на лодке и пристает к берегу, идет по прекрасному солнечному лесу.
8 июня, четверг
Все это время я пишу без остановки, ни дня не пропустил. Может, через неделю большой кусок выложу на полтора листа. Пишу сперва полную дрянь, потом правлю, правлю, правлю, потом бросаю - не потому что хорошо, а потому что надо двигаться дальше, но с надеждой, что еще вернусь к этому куску через месяц, потом еще лет через пять, и так далее. Всем этим я совершенно счастлив и ничего другого для себя не хочу, так бы и жил до смерти.
Вдобавок к лунатизму я приписал Александру еще и синдром Унтерхарншайдта. Ему подходит - искривленная шея, потеря сознания, да и вообще болезненность в детстве - привычная черта знаменитых полководцев. А во взрослом состоянии я подозреваю у него проблемы с щитовидкой. И внешне что-то такое просматривается и нарушения в психике, чувствительность до слез, вспышки гнева, нестабильность...
МОЛЧАНИЕ, реж. Скорсезе, 2016 - 6/10
Фильм неплохой, тема очень интересная - преследования христиан в Японии 17 века и история двух священников-отступников. Но меня сразу стало колбасить из-за голливудской манеры игры - примитивно-очевидной (ну типа мучают христиан, а у священника, который на это смотрит, брови домиком, типа расстроен, и ручонка эдак лицо печально прикрывает). Сценарий нудный, тоже минималистичный (все только по делу, никакой реплики в сторону, абсолютно все необязательное отрезано и выброшено, из-за этого все засушено и мертво, потому что живая жизнь вся сплошь необязательна), все идеи пережевываются до тонкой кашицы, как обычно. И тоска от совершенно неестественного, с моей точки зрения, поведения священников. В каждом эпизоде я чувствовал, что священник говорил бы не так и не то. Съемки необыкновенно красивые, техническое совершенство, места просто восхитительные, но и красота какая-то бессмысленная, словно завтра эти кадры используют для туристического буклета, а в этих декорациях снимут мюзикл, и тоже все будет очень мило. Т.е. никакой психологической и эмоциональной насыщенности кадра ни фига нет. В общем, не знаю, что сказать. Видно есть что-то такое в современном Голливуде что со мной на глубинном уровне совсем не сочетается, а я всё продолжаю жевать кактус. Тема фильма важная, подумать есть о чем, Скорсезе я уважаю по-прежнему, и мне вовсе не хотелось бы его критиковать. Возможно, что это все моя аллергия на Голливуд виновата. Я вдруг подумал, что если б этот фильм был немым и в сто раз дешевле, он был бы лучше и глубже.
9 июня, пятница
Сон. Чудесная дубрава, ясная и чистая, куда меня поставили смотрителем - я должен был приглядывать за птицами. По лесу были проложены широкие утоптанные дороги - вот по ним я ходил и скликал птиц. Когда они прилетали, я кормил их с ладони и изо рта. Помню, как они щекотали ладони, и прикосновения клювов к своим губам. По дорогам время от времени проносились кареты, кучера дудели в рожки, так что, может быть, это был Венский лес. Я чувствовал, что по сюжету как-то онемечиваюсь, то шляпу тирольскую найду на столе, то шорты на помочах на себе. Типа, невидимый режиссер дает мне такие указания. Когда я кормил птиц, прибегали наряженные детишки и принимались петь хором. Меня все это пугало, я боялся завязнуть в немецком кино, и в конце концов, перестал ходить по дорогам, бродил в глубине леса, среди дубов. Прикормленные знакомые птицы меня там не найти не могли, по сценарию они были привязаны к дорогам и полянам, но и я к ним охладел, и пытался наладить отношения с дикими дятлами и совами. Еще там был сыч из куста с моей дачи, я с ним разговаривал, хотя он из куста так и не вылез (зато говорил по-человечески). Заняться чем-то другим, не птицами, мне в голову не приходило.
После бешеной драки сороки съели синиц и сами поселились на яблоне. Мне они не особо нравятся, воронам я был бы больше рад, а в сороках есть что-то от злокозненных полудурков, которые ржут и бестолково пакостят. Не зря их наш митрополит Алексий из Москвы прогнал.
ой, эти мелкие собачки совсем нифига не безобидны, особенно когда их много зараз!
волчок в тумане, ни разу не видела живьём, только на картинах.
Рада, что вам пишется.
я подозреваю у него проблемы с щитовидкой
Было какое-то скульптурное изображение, что я о том же подумала.
чернильно-фиолетовая Надеюсь, скоро у нас на дачах такой сирени станет много. Я еще в двух местах ее видел - народ, должно быть, делится друг с другом черенками.