Падаю с грохотом и пафосом,
Падаю трагично, прям как падший ангел,
Падаю и валяюсь себе в канаве,
Все равно ведь, куда денусь - поднимусь.
(Начитался тут советов насчет права на ошибку и т.п.)
* * *
Сон. Что-то белогвардейское, но тыловое. Типа киевской контрразведки. Жду в приемной, любопытный секретарь в погонах, удивляется, что я не нервничаю. Я вытянулся на стуле, бездумно смотрю на потолок с вентилятором. Потому что я на самом деле тайный ревизор, типа инквизитора, который должен всех местных большевистских шпионов разоблачить и недобросовестных и бестолковых работников поувольнять вплоть до самого верха. У меня фирман от Деникина в подкладке пиджака зашит. Чувствую себя всесильным, упоение тайной властью и тем, что после двух лет на фронте (я типа марковец-первопоходник), теперь я вымытый, весь в белом и мороженое в кафе ем. Память о фронте очень сильно работает, и я всех тыловых ненавижу и никого не жалко, если придется расстреливать.
читать дальшеДоверенное лицо себе завел - инвалида-марковца, который после тяжелого ранения в охранной роте командующего служит. Он аж трясется, чтобы хоть каких-нибудь взяточников и спекулянтов из штаба расстрелять. "Ну хоть парочку". Заражает этой мечтой и меня, и мы на полном серьезе обдумываем, как взорвать здание ставки со всем содержимым.
Но главное, я по личной просьбе Кутепова ищу материал на Достовалова (Кутепову в реале начальником штаба сунули большевистского шпиона, причем о его шпионстве говорили на фронте открыто, и, как ни странно, так оно и оказалось). В результате я обрабатываю его интимного партнера (сам удивился), какого-то певца из местного кабаре. Ласковый такой мальчик, ненавязчиво клеится ко мне, охотно и невинно сдает хозяина. Милый вообще, доверчивый такой, на все вопросы отвечает искренне, старательно, пальчики мне на рукав кладет и в глаза заглядывает.
При этом у меня, как во сне с медузой, тоже на руке какая-то хрень - наручники, которые я не могу снять. Типа еще год назад я к комиссарам в плен попал, сбежал, но наручники такие хитрые оказались, что только ампутация меня от них освободит. Я привык, а люди удивляются.
Обстановка сна очень приятная, Киев прям как живой, как я с детства его помню - и Андреевский спуск, причем дворы с кошками, и берег Днепра у Выдубицкого монастыря, каштаны, лето, жара.
* * *
Оказывается, настоящая фамилия Бабеля - Бобель. Одну букву он изменил для благозвучия. На идише Бобель - "бабушкин внук", а Бабель - "вавилонянин". Но поскольку он писал по-русски, не думаю, что он в чем-то выиграл.
* * *
Щедрое и доброе солнце на закате.
Как вечерний свет играет
На нарядных домах и на лицах усталых.
Ехал сегодня через центр в автобусе в самое красивое время - при догорающем закате, когда еще все не до конца утонуло в темноте, только тени углубились, цвета потяжелели, мелочи и детали из виду исчезли - все только крупными мазками, с теплым, мандариновым светом фонарей, с пурпурным окаемом почти ночного, темносинего, чернильного, черничного неба. Красиво так, только чет печально все.
Я всегда любил людей, которые намного меня старше. И вот - почти все они умерли. Там, где раньше жили добрые знакомые, и я мог завернуть к ним в любое время, на Пречистенке, Охотном ряду, на Полянке, Остоженке, Маросейке - и всё, нет больше никого. Смотрю на окна по привычке, а там - чужие люди. А кто жив, помоложе, с теми судьба развела, я к ним и сам не пойду. Нет, я от одиночества не страдаю, просто жаль, что люди умирают как-то по очереди, лучше, на мой вкус, все разом, как в "Меланхолии".
Уходят люди в сумрак переулков,
Как корабли в туман.
Под желтым фонарем один я остался.
* * *
Про книжки
Павел Кузьменко. САМЫЕ СКАНДАЛЬНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ В РУССКОЙ ИСТОРИИ.
Несмотря на дебильное название, книжка очень прилично написана. Коммерческая халтурка филолога, который реально много знает про литературу. Тут Панаевы-Некрасов, Блоки-Белый, Брики-Маяковский, Ежов-Хаютина-Бабель. Не знаю, чего уж там скандального и исторического, подумаешь, перепихнулись - и сразу оргия, оргия!
Я сейчас кучу такого дерьма читал, даже не упоминаю здесь, книжек 15 - ну что поделать, если почти все толковое я давно прочел, а о Серебряном веке сейчас вот так пишут, про любовные истории и сострудничество с органами.
* * *
Про музыку:
СКАЗКИ ГОФМАНА, Гамбургская опера
Начало посмотрел до Кляйнзака, люблю эту музыку.
ТРАВИАТА, Геликон-опера в пост. Бертмана, дир. Сладковский.
Поют Лидия Светозарова, Игорь Морозов, Алексей Исаев.
Я что-то прямо с ума сошел от восторга. Во-первых, от самой оперы, я ее целиком лет десять не слушал после дзефиреллевского фильма с Доминго, по кускам, конечно, все знаю, но когда это все вместе - дух захватывает от гениальности Верди. Во-вторых, постановка отличная. Там не театры и великосветские приемы, а публичный дом эпохи канкана, Виолетта и прочие девки даже не одеваются, так и бегают в панталонах и корсажах. Девки в опере либо красивые, либо грудастые, а чаще и то и другое, так что есть на что посмотреть. И из-за этого Виолетта, которая уходит в сельскую идиллию с любимым из публичного дома, а потом опять возвращается туда - это реально трагедия. В-третьих, Светозарова - красавица, прекрасная актриса и голос с придыханием, очень эмоциональный, у Морозова тоже тенор хороший, не слишком высокий, типа Атлантова и Доминго, но мягкий, гибкий, разве что поет иногда как-то сонно, скучающе. Ну и молоденький баритон тоже норм. Но главное - роскошная целостность всего представления, все как-то восхитительно и гармонично слилось. Очень хорошо, я второй день в восторге.
* * *
Про кино:
НЕВИДИМАЯ ЖИЗНЬ ЭВРИДИКИ ГУЗМАН, Бразилия-Германия, 2019 - 6,5/10
Мелодрама, трогательно, про сестер, которые всю жизнь прожили в одном городе, но так и не встретились, хотя рвались друг к другу и письма писали.
В БЕЛОМ ПЛЕНУ, Норвегия, 2012 - 3,5/10
Военный. Немецкие и английские летчики, которые сбили друг друга над Норвегией, пытаются выживать вместе. Простецкий скучный фильм, типа и немцы тоже люди. Та же тема, что в "Кукушке", но самый тупо бездарный вариант - ни диалогов приличных, ни сюжета, ни идеи. Полный проходняк.
СПЛИТ, США, 2017 - 4,5/10
Смотрел раньше. Про сумасшедшего с 24 личностями внутри. Радость, конечно, для актера их всех играть. А так - уж и не знают, как переманьячить всех прочих киношных маньяков. Чет скучно.
КОРОЛЕВСКИЙ РОМАН, Дания, 2012 - 5,5/10
Про Струэнзе, его роман с королевой и просветительские реформы. Вот уж кто благими намерениями ад мостил. Под конец его ненавидели все поголовно и его казнь праздновала вся Дания. Фильм тоже простецкий, но ничо так.
ЭКСПЕРИМЕНТ ОФИС - 6/10
Типа "Королевской битвы", и в целом, круто и страшно, хорошо сняли, не оторвешься чайку попить. Мне хорошо зашло.
А насчет романа, вряд ли раньше чем через месяц что-то будет, я тут по-новой начал всю главу переделывать, не нравится мне ничего.